Не успело еще начаться самое отпускное время, июль и август, а у авиаперевозчиков уже начались проблемы. Украинские туристы сутками ждут в аэропортах своих вылетов. В последнее время самые большие задержки отмечаются у авиакомпании Brawo Airways в аэропорту Киев, о чем пишут сми. При этом авиакомпания ругает туроператора, через которого туристы покупали билеты, а туроператор выставляет претензии авиаперевозчику. А страдают в такой ситуации пассажиры.
В последнее время на туристических форумах туристы массово жалуются на задержки в вылетах чартерных рейсов авиакомпании Brawo Airways. Особенно сильно это заметно на направлении Тунис. В турагентствах, отправляющих туристов в эту страну, говорят, что рейс из Киева несколько раз переносили, а потом и вовсе отменили. Соответственно, не смогли улететь вовремя туристы и из Туниса. Их удалось вывезти другим авиаперевозчиком с несколько дневным опозданием.
При этом туристов, которые не могли улететь домой из отелей не выселяли, но тем, кто летел на курорт не позавидуешь. Сидеть в аэропорту и не знать, когда отправится твой рейс – это не самое лучшее времяпрепровождения.
В авиакомпании Bravo Airways заявили, что располагает всеми техническими возможностями для выполнения рейсов BAY 7371, BAY 7372, BAY 7375 и BAY 7376 из Киева в Монастир и обратно. Но они отменены в связи с отсутствием оплаты этих рейсов со стороны туроператора "Оазис", который является заказчиком этой программы.
В свою очередь, в "Оазисе" заявляют, что нарушение в расписании авиаперелетов является следствием действий и решений авиакомпании Bravo Airways, которые систематически нарушали условия договора. Это выражалось в длительных задержках рейсов – более 13 часов. В результате туроператор был вынужден за свой счёт продлевать туристам проживание в отелях Туниса, а также предоставлять скидки и бесплатные экскурсии. Ещё одна претензия в адрес партнера заключается в том, что, по данным "Оазиса", перевозчик имеет задолженность перед аэропортами Туниса и не располагает средствами для оплаты обслуживания.
В то время как в "Жулянах" туристы парятся сутками – рейсы откладывают один за другим, из "Борисполя" самолеты летают как часы.
"Улетали в Турцию сегодня (29 июня) в 5 утра, - рассказала "КП" в Украине" наша читательница Наталья. – Самолет улетел без задержек, все вовремя, уже отдыхаем на море!".
В отличие от "бориспольских счастливчиков", путешественники, которые должны были лететь из "Жулян", уже на грани. Многие планировали отдохнуть на море всего неделю, поэтому 3-дневная задержка фактически съедает половину отпуска.
В турфирмах, в которые удалось дозвониться, называют самые разные версии нынешнего апокалипсиса в "Жулянах" - от нехватки самолетов до инцидента с самолетом, съехавшим с полосы.
Эксперты соглашаются: проблемы в аэропорту есть.
"Дело в том, что, во-первых, из "Жулян", в основном, летают бедные компании, у которых самолетов впритык, - поясняет транспортный эксперт Василий Шевченко. – Во-вторых, в "Жулянах" короткая полоса, а это означает, что самолету здесь нельзя взлетать с полными баками. Поэтому они вынуждены постоянно дозаправляться, а это – дополнительное время. В-третьих, негативное влияние оказал инцидент, когда самолет съехал с полосы – график полетов из аэропорта посыпался как карточный домик. И, наконец, свои поправки внесла погода в последние дни. Как известно, МЧС сообщал о грозовом предупреждении. Плюс в аэропортах большое значение имеет направление ветра – особенно опасен боковой ветер.
Однако, продолжает эксперт, задержки рейсов, которые мы наблюдаем в последние дни, вовсе не говорят о хроническом коллапсе или о том, что мы наблюдаем предвестники банкротства. Скорее, можно говорить о неблагоприятном стечении обстоятельств и о неправильном администрировании. Госавиаадминистрация вместе с Мининфраструктуры слишком активно назначает полеты, что, с одной стороны, говорит о желании развиваться – не зря же здесь "забирали" поток у Борисполя. Но пока из-за слишком плотного расписания график дает сбои.
Эксперты говорят, что в такую ситуацию могут попасть пассажиры любой небольшой авиакомпании. Все дело в том, что они работают на пределе своих возможностей и поэтому любая задержка борта приводит к сбою во всем расписании перевозчика.
- Сейчас пиковый спрос на чартерные перевозки, - пояснил КП в Украине ситуацию транспортный эксперт Александр Кава. - Соответственно авиакомпании составляют свое расписание таким образом, чтобы по максимуму загрузить самолеты. Особенно это чувствительно для небольших авиакомпаний, у которых весь парк составляет от одного до пяти самолетов. У них нет возможности в случае выбывания судна из расписания, не важно по какой причине, быстро его чем-то заменить. У крупных авиакомпаний резервы есть. Они могут использовать самолеты, которые обслуживают регулярные рейсы. А для маленьких авиакомпаний, а таких у нас много, если самолет, задержался или по технической причине, или по погодным условиям, то сразу получается эффект домино. Расписание составлено таким образом, что самолет находится круглосуточно в работе, даже ночью борт выполняет чартерные рейсы, Заменить самолет так быстро не могут. Сейчас в нашей части планеты – сезон отпусков, поэтому они не могут найти свободный борт у конкурентов, и у них ломается все расписание. Это приводит к задержкам всех последующих рейсов. И это не проблема одной лишь компании Brawo, подобные ситуации случаются и с другими перевозчиками. И не всегда в такой ситуации виновата авиакомпания. Например, если проблемы возникли из-за погодных условий, то не всегда потом аэропорты могут принять самолет с опозданием. И это приводит к эффекту снежного кома.
По словам эксперта, решить эту проблему можно на государственном уровне, если начать требовать наличия резервных бортов у авиакомпаний.
Как у меня украли день отпуска: корреспондент "КП" описал свои злоключения при вылете на отдых