Антидискриминационная комиссия при Минобразования обнаружила в школьных учебниках, которые только готовятся к печати, "вопиющие случаи дискриминации".
- Большинство детей не могут найти в украинских учебниках ни отражения себя, ни отражения своих родных, ни тех особых обстоятельств, в которых они живут, - говорится в заявлении.
В частности, были найдены и удалены немало "недопустимых для демократической страны анахронизмов вроде высказываний "негры", "жиды", "цыгане"".
Также слово "родители" могут заменить на слово "родные", так как многие дети живут в неполных семьях либо воспитываются вовсе не папой или мамой, а другими родственниками.
- Экспертиза обнаружила, что в учебниках полностью отсутствует герои, представляющие людей с инвалидностью, а престарелые изображаются исключительно немощными. Так, сегодня 6% населения нашей страны - около 2,5 млн человек - это люди с инвалидностью. Сейчас в школы, в инклюзивные классы приходят дети с особыми образовательными потребностями. Именно Антидискриминационная экспертиза дала возможность включить в учебники людей с инвалидностью и сделать их частью картины мира, которую создает школа у детей, изменить образ пожилых людей.
В сети Интернет также появился образец рекомендации антидискриминационной экспертизы, где специалисты советуют заменить слово "родители" на слово "родные" в задании: "Вместе с родителями обсуди, где можно играть". Часть общества не поняла целесообразности этого замечания, хотя оно напрямую касается защиты почти половины украинских детей.
К сожалению, сейчас в Украине 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, а это - почти 40%. Речь идет и о детях, которые живут исключительно с дедушками и бабушками, со старшими братьями и сестрами, с тетями и дядями. Эта ситуация особенно обострена, так как часть детей потеряла своих родителей в результате российской агрессии на востоке Украины.
Таким образом задача в учебнике вроде "Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи" или "Вместе с родителями обсуди, где можно играть" подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность. Это недопустимо. Именно поэтому и предложено заменить слово "родители" на "родные".
По этой же причине высказываются предостережения к макетам учебников, где изображение подбираются исключительно с полным семьей, - говорят в МОН.
К дискриминации отнесли и задачи, которые изображают мальчиков или девочек в стереотипных ролях, тем самым пропагандируя устаревшие формы поведения. Это касается как работы по дому, так и будущих профессий.
- Методология осуществления антидискриминационной экспертизы и сертификационная программа были разработаны на основе отечественных исследований в этой области и международных отчетов UNIСEF о случаях дискриминации в учебниках разных стран мира, - подчеркнули в МОН.
Ранее парламентарий Оксана Билозир обратилась к премьер-министру Владимиру Гройсману и министру образования Лилии Гриневич с просьбой обратить внимание на качество антидискриминационной экспертизы учебников для первоклассников, которую инициировал Институт семьи. По мнению народного депутата, эксперты выхолащивают учебники до абсурда.
Билозир считает, что антидискриминационные экспертизы приведут к "дискриминации традиционной семьи с репродуктивной способностью".