Саргсян дважды занимал президентский пост, а по окончании второго срока провел в Армении конституционную реформу, которая изменила государственный строй с президентской на парламентско-президентскую республику, где главой страны становится премьер-министр. Сержа Саргсяна избрали в парламенте главой правительства, но это вызвало мощную акцию протеста оппозиционных сил, которые выступили против третьего срока Саргсяна на посту главы государства.
Военные вынудили премьера уйти в отставку
"Никол Пашинян (лидер оппозиционной партии "Елк", -ред.) был прав. Я был не прав. Создавшаяся ситуация имеет несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю пост руководителя страны, должность премьер-министра", - заявил Саргсян.
Это решение он принял после того, как к протестующим в Ереване присоединились военные. В Министерстве обороны страны подтвердили, что эти люди являются военнослужащими миротворческой бригады и осудили их поведение.
"Эти военнослужащие в установленном законом порядке будут привлечены к самой строгой ответственности, поскольку ограничение на участие военнослужащих в любых собраниях строго прописано в законодательстве. Действия военнослужащих рассматриваются в том числе как невыполнение своих полномочий путем самовольного оставления части. Об этом уведомлены соответствующие правоохранительные органы", - пригрозили в Минобороны Армении,но выполнить угрозу у них уже не получится. Победителей, как говорится, не судят.
Американский и европейский след в митингах
События в Армении отличаются от украинских по нескольким ключевым признакам. Во-первых, в Ереване обошлось без человеческих жертв, которые были в Киеве. Все началось 13 апреля, когда лидер оппозиции Никол Пашинян объединил усилия трех оппозиционных движений и обявил в стране "бархатную революцию". Политик призвал единомышленников к программе действий "14+4" – 14-дневному протестному шествию по семи крупным городам Армении и четырехдневному митингу в Ереване. В итоге к 16 апреля в столкновениях пострадали 46 человек, а Саргсян все равно стал премьер-министром.
После этого акция протеста начала набирать по меркам Армении большие обороты. В воскресенье правоохранители задержали около 200 человек, в том числе и лидера оппозиции Пашиняна, а также депутатов парламента Арарата Мирзояна и Сасуна Микаэляна.
Не исключено, что на отставку Саргсяна могла повлиять позиция ЕС и США. Евросоюз отреагировал на протесты в Ереване и задержание участников акции, официальный представитель главы дипломатии ЕС Майя Коцьянчич призвала немедленно освободить всех задержанных.
- Право на свободу собраний мирными методами и в соответствии с законом является всеобщим и фундаментальным правом всех граждан, - цитирует Коцьянчич агентство "Интерфакс". По ее словам, все кто был задержан при реализации своего основного права на собрания в соответствии с законом, должны быть немедленно освобождены.
А посольство США в Армении призвало полицейских строго следовать правовым методам и соблюдать свободу мирных собраний. "Мы обеспокоены сообщениями о насилии в отношении журналистов и демонстрантов", - заявили американские дипломаты.
С Россией навсегда?
В России заявили, что все происходящее – сугубо внутреннее дело Армении. "Почему Москва должна вмешиваться? Мы очень внимательно наблюдаем за происходящем в Армении. Армения наш ближайший союзник, страна, с которой у нас развиваются самые тесные отношения. Армения – это участник Евразийского союза, и поэтому для нас чрезвычайно важна эта страна, поэтому мы очень внимательно наблюдаем за тем, что там происходит", – сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Хотя, по большому счету, у Москвы действительно нет особых причин для беспокойства. В Армении, в отличие от Украины 2014 года, протестующие выступали не за смену внешнеполитического вектора развития страны, а против узурпации власти одним человеком, тяжелого экономического положения и коррупции.
И после ухода Саргасяна будет продолжен пророссийский курс страны. Армения вынуждена ориентироваться на Россию как на естественного союзника в противостоянии вокруг Нагорного Карабаха с Азербайджаном и как на противовес экспансии исламского мира в регионе.