Политики продолжают ломать копья, оценивая принятый 18 января закон "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей".
"КП в Украине" изучила мнения экспертов относительно данного закона. Мы задали политологам два вопроса: чем закон о так называемой реинтеграции Донбасса поможет Украине вернуть Донбасс? И если поможет, то когда ожидать воссоединения территорий?
Все решится после 2019 года
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
- Существенно принятый закон ничего не меняет. Донбасс можно вернуть либо военным путем, либо дипломатическим. Думаю, этот документ – желание поменять подходы ко второму пути разрешения ситуации. Украина предприняла попытку частично выйти из минского тупика, вернее найти вход из выхода из этого тупика.
Думаю, закон о реинтеграции Донбасса сигнализирует о том, что вопрос в скором времени будет решаться не в четырехугольнике на уровне Украина-Россия-Германия-Франция, а треугольнике - Украина-Россия-США.
Следует отметить, что этим законом серьезно увеличена для России цена агрессии. Теперь важно, какой будет реакция РФ, согласится ли на новые переговорные форматы. Но даже в новых форматах возвращение Донбасса – вопрос длительной перспективы. Скорее всего, реальные подвижки мы увидим только после президентских выборов в Украине в 2019 году.
России созданы такие условия, что ей лучше уйти из Украины
Тарас Чорновил, независимый эксперт:
- Этот закон не о возвращении Донбасса. Внутренними законами не решаются проблемы, когда есть внешняя сторона конфликта.
Цель данного закона – выставить такую цену для оккупанта, чтобы он покинул чужие территории, отказался от агрессорских замашек. Цель закона – усилить и мобилизовать силовой блок страны, создать предусловия, чтобы армия управлялась быстрее, эффективней противодействовала внешним угрозам.
Закон о реинтеграции Донбасса во многом урегулирует права граждан на оккупированных территориях. В частности, гарантирует, что оккупационные власти не отнимут у них жилье. Согласно принятому закону, все имущество, которое находится на оккупированных территориях, находится в правовом поле Украины. Поэтому любые сделки во время оккупации признаются никчемными.
Возвращать Донбасс решили силовым методом
Сергей Быков, политолог:
- Закон о так называемой реинтеграции Донбасса – это победа "партии войны". Им Украина отрезала себе путь к мирному, дипломатическому урегулированию конфликта на Донбассе. В документе лишь завуалировано упоминается о Минских соглашениях, а о "Нормандском формате" вообще нет ни слова. В то же время в законе много норм, которые касаются объявления фактически военного положения и проведения военной операции на Донбассе. То есть, получается, что власть делает ставку на реинтеграцию Донбасса исключительно силовыми методами. А сколько времени потребуется для отвоевывания оккупированных территорий сложно предугадать.
Принятый закон вряд ли чем-то поможет Донбассу и его жителям. Но он здорово поможет президенту и его партии на предстоящих президентских и парламентских выборах. Регион, который электорально неблагосклонен к президенту, будет полностью в его ручном управлении. И можно предполагать, что голосование проведут с использованием "классики" админресурса.
Оккупированные территории еще больше отделили от Украины
Алексей Якубин, политтехнолог:
- Нет никаких оснований говорить о том, что этот закон будет способствовать возвращению Донбасса в суверенные объятия Украины, наоборот. Нормы документа выписаны так, что вносят сумятицу в международные дипломатические отношения и национальное законодательство.
В законе "ЛНР" и "ДНР" названы "оккупационными администрациями" и пособниками страны-агрессора, а их лидеры подлежат уголовной ответственности. Соответственно, с ними нельзя вести никакие переговоры. Но подписи того же Плотницкого и Захарченко стоят под Минскими соглашениями. Коллизия. Получается, на Минских соглашениях мы ставим крест?
Принятым законом депутаты еще больше дистанцировали жителей Донбасса от Украины. На сегодняшний день отдельные граждане оккупированных территорий через украинские суды добивались компенсации за утраченное во время АТО имущество. После того, как закон подпишет президент, материальная ответственность ложится на Россию. Украинцам, чтобы добиться справедливости, придется обращаться в международные суды. А там судебные разбирательства длятся годами. Люди останутся без крыши над головой и денег.
К слову, о деньгах. Закон предоставляет Кабмину поле для маневра, чтобы не возобновлять социальные выплаты жителям оккупированных территорий.