А это может повлиять на позиции сторон в переговорном процессе по урегулированию конфликта на востоке Украины. "КП в Украине" выясняла, каких последствий стоит ожидать после законодательного признания России агрессором.
Закон может повлиять на выполнение Минских соглашений
До принятия этого закона Россия была гарантом выполнения Минских соглашений, стороной переговоров и формальным посредником между Л/ДНР и Украиной, которых она сама считает сторонами конфликта. А теперь, когда Россия определена как агрессор, то это ставит под сомнение ее статус в Минском процессе, ведь нельзя одновременно быть переговорщиком, гарантом договоренностей и - агрессором. То есть Минские соглашения могут попросту утратить свой смысл.
- Признав Россию агрессором, Украина фактически вышла из Минского процесса. До принятия этого закона Россия была посредником и стороной переговоров в этом формате. А теперь, когда она стала агрессором, то как с ней Украина может вести переговоры? А это уже патовая ситуация в переговорном процессе, ведь любой формат без России не приведет к разрешению кризиса в Донбассе, - рассказал "КП" в Украине" политолог Кость Бондаренко.
Но это самый жесткий вариант, до которого может не дойти. Сейчас никто из участников переговорного процесса не заинтересован в его срыве.
- Украина и, главное, Запад и до этого де-факто считали Россию агрессором. Иначе страны Евросоюза США не вводили бы против нее санкции. Поэтому на Минские переговоры признание России оккупантом напрямую не повлияет. Сама Россия из Минских соглашений не выйдет, да и Германия и Франция также будут всячески спасать их, - считает политолог Владимир Фесенко.
По его мнению, гораздо больше на судьбу "Минска" повлияют другие факторы осени 2018 года.
- Тогда закончится действие украинского закона о продлении действия закона об особом статусе Донбасса, который осенью продлили на один год. Но еще больше на выполнение Минских соглашений повлияют выборы в ДНР и ЛНР, которые пройдут осенью 2018 года. Ведь первые Минские соглашения, которые были подписаны в сентябре 2014 года, были сорваны выборами главарей Л/ДНР в ноябре этого же года, - напоминает эксперт.
Также признание России страной-агрессором может дать дополнительный импульс для введения миротворческой миссии в Украину. Если есть оккупация и оккупант, который не хочет освобождать занятую территорию, то нужно вводить миротворческий контингент.
Украина против денонсации Большого договора с Россией
Одновременно с принятием закона о деоккупации в Украине и России начали звучать призывы к денонсации Большого договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами.
Напомним, что Большой договор подписан 1 апреля 1999 года. Согласно статье 40 документа, действие соглашения, заключенного на 10 лет, будет автоматически продлеваться на каждое следующее десятилетие, если ни одна из сторон не заявит о желании выйти из него за шесть месяцев до завершения очередной десятилетки. Таким образом, если ни Россия, ни Украина до октября 2018 года не заявят о денонсации соглашения, оно продолжит свое действие до 2029 года.
Но первый зампред комитета российской Госдумы по делам СНГ Константин Затулин предложил денонсировать Большой договор в той части, где страны признают территориальные границы друг друга. По мнению Затулина, документ "односторонне выгоден" Украине, так согласно договору Россия признает Крым и Севастополь частью украинской территории.
А Украина именно по этой причине не хочет разрывать договор.
- Мы должны требовать от Российской Федерации вернуться к нормам международного права и исполнять закон, в том числе и договор о дружбе, который признает территориальную целостность, суверенитет и уважение к нашим границам в рамках международно определенных, а это Донбасс и Крым, - заявила вице-спикер украинского парламента Ирина Геращенко.
- Нам нельзя разрывать Большой договор с Россией из-за того, что в нем Крым зафиксирован украинской территорией. И этим документом Россия признала статус Крыма как украинской территории. Если мы его денонсируем, то это даст России лишний аргумент в пользу того, что полуостров не является украинской территорией. А вот если его разорвет Россия, то она лишний раз подтвердит, что является нарушителем норм международного права, - считает политолог Владимир Фесенко.