Президент подписал закон "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты", который дает старт глобальной судебной реформе. В политических и юридических кругах вокруг нее было сломаны тысячи копий, а прокуроры и следовали просто исходили слезами от перспектив. Вот и сейчас муссируется информация, что документ подвергся редактированию после голосования Рады. Пока закон не опубликован, "КП" в Украине" решила вспомнить о самых спорных его моментах.
Сроки следствия
Больше всего шума вызвала так называемая "поправка Лозового", которая сокращает сроки следствия от двух месяцев до полугода. "Правоохранительные органы вынуждены будут закрыть около 20 тысяч уголовных производств по фактам убийств в Украине", - предупреждал в телеэфире главный военный прокурор Анатолий Матиос.
На самом же деле в редакции, которая была передана на подпись президенту, содержатся совсем другие нормы, утверждает народный депутат Леонид Емец.
- В этом можно убедиться, просмотрев стенограмму заседания Комитета по правовой политике на сайте ВР, - говорит депутат. – По нетяжким преступлениям от момента регистрации дела в Едином реестре до оглашения подозрения отводится 6 месяцев, по средней тяжести – до года и до двух лет – по тяжким.
Если следственный судья посчитает ходатайство следователя обоснованным, следствие можно будет продлить.
- Следователей необходимо ставить в рамки, - комментирует адвокат Александр Сирота. – Сейчас производства, открытые по факту, могут лежать без движения несколько лет. У людей проводят обыски, отбирают имущество и при этом держат их в положении свидетелей. Они даже не могут это обжаловать в суде! А следователь сидит и ждет, когда ему принесут деньги, чтобы закрыть бездоказательное дело.
Критики ограничений считают, что "рамки" позволят следователям манкировать делами, где преступника не удалось застигнуть на месте – кражами, грабежами, заказными убийствами.
- Такие риски существуют, даже если нет никаких ограничений. Все зависит от отношения человека к его делу, - говорит Игорь Стадник, бывший следователь МВД. – Я думаю, что реформа не отменила норму, когда следователь может приостановить расследование и возобновить его, если убийца будет найдет. По крайней мере, если будут сроки, будет урезана коррупционная составляющая.
Процедура обыска
Анатолий Матиос раскритиковал и процедуру обыска, которую реформаторы решили переписать в УПК. "Эта процедура доведена до абсурда: перед проведением обыска следователь должен обратиться к лицу с предложением добровольно выдать предметы... Если следователь это не делает, то судья может отказать в проведении обыска", - возмущался военный прокурор в своем блоге.
По мнению народного депутата Валерия Карпунцова, вопрос заключается в другом.
- Следователь и сейчас с решением суда на руках должен попросить добровольно выдать указанные в санкции предметы. Например, папку с накладными, флэшку, золото. Но этим никто не занимается. Следователи приходят и выгребают все, что хотят. Нынешние изменения в УПК – это фильтр для таких злоупотреблений, - говорит народный депутат.
Интересно, что при обыске с целью найти оружие, никто ни о чем не должен просить.
- Значит, вовсе волноваться нечего, - констатирует ветеран МВД Игорь Стадник. - Следователь получает санкцию на технику, документы и оружие, даже если его в доме точно нет. И вламывается без спроса. На крайний случай пистолет или пару патронов можно подбросить.
Экспертизы – монополия суда
Больше всего возмущений по поводу изменений в УПК высказало Национальное антикоррупционное бюро. В частности, "довольно странным" в НАБУ посчитали передачу права назначать экспертизы исключительно следственному судье.
- Это нормальная европейская практика – судебный контроль за следствием, - комментирует адвокат Вадим Долгополов. - Потому что следователи часто подтасовывают результаты исследований с помощью прикормленных экспертов. Адвокатам приходится искать альтернативу, которую суд может не признать, поскольку экспертиза – независимая.
Остается только рассчитывать, что следственный судья не войдет в сговор со следователем, хотя и это не исключено.
Дорогое наше правосудие
Судебная реформа грозит ударить по кошельку простого украинца. "КП" в Украине" составила топ-5 нововведений, которые свидетельствуют о подорожании правосудия.
1. Повыситься судебный сбор за подачу апелляции и кассации. В первой инстанции его обещают не повышать, но это может произойти автоматически, если будут повышены социальные стандарты.
2. Придется вносить залог. Подавая жалобу, истец обязан будет уплатить не только сбор, но и внести на депозитный счет суда некую сумму в подтверждение своей платежеспособности. В случае проигрыша дела придется возмещать не только судебные издержки, но и затраты ответчика на адвоката.
3. Появится угроза штрафов. Судьи получают право штрафовать участников процесса "за злоупотребление процессуальными правами и обязанностями". Штрафы могут накладываться, в частности, если защита заявит судье больше одного отвода. Или за слишком большое количество вопросов к обвиняемому во время судебного допроса.
4. Будем платить адвокатам. Представлять интересы сторон в судах смогут только адвокаты. Сейчас такая норма действует только для уголовных дел, а теперь распространится на гражданские и административные. Платить за защиту придется больше, так как услуги адвоката дороже, чем работа юриста без лицензии.
5. Судья может выгнать из зала. Судебная реформа закрепляет за судьями права, которые раньше как бы были, а как бы - нет. Например, судья может выгнать из зала родственников или друзей обвиняемого, если в зале нет свободных мест. Также судья вправе запретить видеофиксацию процесса со стороны его участников.