Четвертую годовщину Евромайдана Украина встречает с правовым конфузом. Прокуратура утратила функции следствия, а Государственное бюро расследований не создано. На прошлой неделе избрали только трех первых руководителей нового органа. Как первый снегопад заканчивается транспортным коллапсом, так и сейчас заговорили о коллапсе следствия. Хотя все знают, что зима приходит по календарю, а сроки создания ГБР были отрегулированы Уголовно-процессуальным кодексом еще в 2012 году.
Захватит все громкие дела
Коллапс как обычно подкрался незаметно - на последнем пленарном заседании депутаты, увлеченные выходным на католическое Рождество, не проголосовали за техническую правку к переходным положениям Уголовно-процессуального кодекса. Таким образом для ГПУ с 20 ноября загорелся красный свет: полномочия прокуратуры сводятся только к надзору за соблюдением закона при расследовании уголовных дел и представительству стороны обвинения в судах.
Все коррупционные дела, на которых строил свой имидж и (куда правду деть) свою политику Юрий Луценко, должны отойти в Государственное бюро расследований. ГБР также займется военными преступлениями, то есть захватит вотчину Матиоса и будет расследовать дела по злоупотреблениям в полицейском ведомстве СБУ и НАБУ. Отберет топ-чиновников, частично судей и прокуроров у Антикоррупционного бюро, вместо СБУ будет расследовать теракты и диверсионные проявления. МВД с появлением нового органа откажется от следствия по серийным убийцам и организованным преступным группировкам.
То есть в идеале, если таковой состоится, мы получим прототип американского ФБР. Но - не завтра. На создание такого солидного органа уйдет не меньше, а то и больше полугода.
А могло бы и сегодня, даже вчера. Заниматься созданием ГБР Украина должна была с 2012 года, когда вступил в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. Государственное бюро расследований являлось одним из ключевых моментов европеизированного УПК. Однако старая власть не спешила брать на себя лишние хлопоты, а новая увлеклась созданием других, более модных институций.
- Я всегда говорила, что в первую очередь нужно было создавать Государственное бюро расследований, как этого требует УПК, а не НАБУ, - говорит бывший старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Галина Климович. - Но очевидно, что на ГБР не было грантов.
Легитимность под сомнением
Закон о Государственном бюро расследований приняли только в ноябре 2015 года и снова благополучно положили под сукно. К счастью для Луценко, тогда же в УПК внесли поправку, которая сейчас послужила палочкой-выручалочкой. Срок полномочий прокурорского следствия продлили на два года по делам, которые были открыты до времени "Ч" - то есть до 20 ноября 2017-го. Таким образом Генпрокуратура пока не выставит за двери свой следственный аппарат, включая армию Матиоса, но новые дела расследовать уже не сможет.
Казалось бы, для коррупционеров и других преступников пришла на время воля-вольная, но выход нашли. Правда, юристы подвергают его сомнению. Дела с подследственностью ГБР прокуратура будет разбрасывать на СБУ, МВД и НАБУ под тем предлогом, что ГБР не может эффективно расследовать их, поскольку не начало работу.
- Досудебное расследование - это самая чувствительная сфера, где легко допустить нарушения прав человека, - отмечает президент Института правовой политики Николай Онищук. - Легитимность всего, что не внесено в закон, поддается сомнению. Право МВД или СБУ на расследование категорий дел, которые входят в компетенцию ГБР, тоже должно быть оформлено законом. В противном случае решение прокурора о передаче уголовного производства в другое ведомство может быть оспорено адвокатами, и суд вправе принять решение о закрытии дела. Уголовно-процессуальный кодекс - это вторая Конституция. А у нас депутаты слишком легкомысленно относятся к таким вопросам.
По прогнозам скептиков
Скептики предвидят и неразбериху, и даже новые скандалы, когда прокуратура начнет распределять "серьги" по сестрам.
- НАБУ давно жалуется на свою загруженность и ограниченные кадровые ресурсы. У бюро свои интересы и свои амбиции. Если ему "навесят" рутинные дела, Артем Сытник может потребовать расширения штатов, а это - дополнительная колоссальная нагрузка на бюджет, - предполагает правовед и правозащитник Игорь Стешкив. - СБУ тоже не заинтересовано в том, чтобы заниматься коррупционерами средней руки и полицейскими, которых раньше разрабатывала прокуратура. Найденный выход скорее носит политический, чем юридический характер.
Что касается Национальной полиции, то в этой системе на одного следователя уже приходится несколько сотен уголовных производств, которые внесены в ЕРДР без движения.
- Большинством дел просто не занимаются или занимаются для вида. Если добавить к этим сотням уголовных производств еще пару сотен, ничего не изменится, следователи от перегрузок не умрут. Просто тоже не будут ими заниматься, - считает адвокат Игорь Сиротин. - Зато у следователей появится дополнительная отговорка перед пострадавшими от криминала: дали, дескать, дополнительную нагрузку, на вас уже времени не остается. То есть пострадать могут простые люди.
Как все получится на практике, пока гадать рано. Как и о том, кто войдет в состав будущего ГБР. Один из бывших претендентов на должность главы бюро Василий Вовк считает, что на здании Главного следственного управления ГПУ просто сменят вывеску, оставив там костяк бывших подчиненных Луценко. Другие юристы опасаются, что конкурсная комиссия зарубит профессионалов за их "темное прошлое" и наберет следователей без опыта работы, как это было с детективами НАБУ.
- В любом случае с появлением ГБР мало что изменится, - считает правовед Игорь Стешкив. - Государственное бюро расследований - это орган исполнительной власти. Трудно поверить, что расследование уголовных дел против власти будет объективным и независимым.
|
Комментарий политолога
- Создание Государственного бюро расследований так долго затягивали не случайно, - считает политолог Алексей Якубин. - Ключевые ведомства, как то ГПУ и НАБУ, были заинтересованы в том, чтобы оставаться резидентами в борьбе с коррупцией. И до последнего были уверены, что депутаты перенесут сроки передачи дел.
Эксперт отмечает, что такое решение, возможно, и было принято, но в последний момент от него отказались из-за обострившейся позиции НАБУ.
- В компетенцию ГБР входит расследование дел против Антикоррупционного бюро, - отмечает Алексей Якубин. - Я также не исключаю, когда ГБР будет создано, туда передадут сложные дела по Майдану, против крупных чиновников, чтобы переложить ответственность за их провал.
Кстати
Чем будем похожи на ФБР
Мы проанализировали функции Федерального бюро расследований и нашли много общего с украинским ГБР.
- Основное усилия ФБР сосредоточены на предотвращении террористических актов против граждан США и расследовании нарушений федерального законодательства.
- ФБР осуществляет деятельность в трех направлениях: обеспечение национальной безопасности, обеспечение внутренней безопасности, борьба с уголовной преступностью.
- Обеспечивает безопасность государства, нации и президента, в том числе путем сбора разведывательных данных агентурными и техническими средствами.
- Срок пребывания в должности директора ограничен 10 годами.