Хорошенькое себе начало! Не успела Настя Каменских сделать самостоятельный шаг в шоу-бизнесе, как на волнах интернета стал расползаться скандал. Внимательные любители музыки углядели в сингле певицы NK (так зашифровалась Настя) "Это моя ночь" плагиат. И обвинили автора музыки (а это – Потап) в том, что припев очень уж похож на припев композиции Something Just Like This в исполнении Coldplay и американского диджей-дуэта The Chainsmokers.
|
"КП" в Украине" отслушала оба трека и тоже обнаружила очень большую схожесть припевов. При этом композиция Something Just Like This вышла в ротацию в феврале 2017 года, то есть на семь месяцев раньше, чем "Это моя ночь".
И, честно говоря, стало как-то неудобно за Потапа. Если ты уж решаешься на заимствование, то можно взять что-то менее яркое и свежее, да и не так явно - все-таки именно на припев в хите всегда делается акцент.
Хотя не забывайте, что вышесказанное мнение автора заметки о схожести припевов - это его личное мнение и уж никак не повод обвинять артиста в воровстве чужих идей. Чтобы разобраться самим, найдите обе песни в интернете и прослушайте. Особенно внимательно – припевы.
Что дальше? Да, собственно, ничего. Помнится, в 2013 году певицу LOBODA обвинили в том, что в ее песне "40 градусов" инструментальное вступление (кстати, очень крутое вступление. - Авт.) было "слизано" с композиции Breath and Life группы Audiomashine. Поговорили и забыли. Так будет и с Настей.
Кстати, символично, что название композиции Something Just Like This, которую частично перепела наша Настя, переводится как "Нечто подобное". Авторы, видимо, чувствовали что-то или, может, сами в "мозги" к Потапу забрались?
Что же касается Насти Каменских, то, как выяснила "КП" в Украине", сейчас NK записывает в студии много новых песен, и будем надеяться, что люди их будут не обсуждать, а петь.
МНЕНИЕ ПРОДЮСЕРА
"Насте нет смысла гробить свою репутацию по мелочам"
|
Желая услышать мнение представителя шоу-бизнеса по поводу наличия плагиата в композиции "Это моя ночь", "КП" в Украине" обратилась к композитору, аранжировщику и продюсеру Вадиму Лисице, который также является другом и соратником Потапа и Насти и непосредственным участником создания композиции как саунд-продюсер.
- По большому счету это вопрос не ко мне, а к автору этой композиции, то есть к Потапу, - говорит Вадим Лисица. - Я делал сведение этой песни и ничего такого не заметил.
Знаете, в мире очень много музыки, которая похожа на что-то, но еще больше людей, которые любят музыкантов в чем-то огульно обвинять. Но я вам скажу, что все эти обвинения сейчас ничего не стоят. Можно ли считать плагиатом ту или иную музыкальную мыль, решает суд, который выносит приговор, руководствуясь выводами экспертов. А если этого не происходит, то это просто голословные заявления.
Люди вообще склонны много болтать. Помните, как это случилось с песней Alyosha, когда она участвовала в нацотборе "Евровидения". Ее песню тогда тоже обвинили в плагиате, хотя его там точно не было – была лишь схожесть в начальном аккорде на гитаре. Но ведь весь мир играет на гитарах, и вполне реально, что двум разным людям могут прийти в голову похожие музыкальные мысли.
В наше время есть практика покупки авторских прав, поэтому серьезным артистам просто не выгодно незаконное заимствование, проще купить то, что тебе хочется. А у Насти Каменских и ее продюсеров все в шоу-бизнесе сложилось настолько хорошо, что воровать мотивы им просто не выгодно. Нет смысла гробить репутацию по мелочам.
СЛОВО ЮРИСТУ
За "творческое воровство" в Украине можно требовать 160 миллионов!
|
О том, что теперь светит Насте Каменских и Потапу, если авторы песни выдвинут претензии, мы спросили у юриста по авторскому праву в сфере шоу-бизнеса Юлии Иськовой.
- Юлия, что является критерием для определения плагиата?
- Плагиат - это выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем… Во всех и каждом случае - это индивидуальный подход. Вопрос о плагиате (даже если на первый взгляд все очевидно) - исключительная прерогатива суда, который и выносит соответствующее решение, оценив при этом все представленные доказательства сторон.
- Как доказывают наличие сходства?
- Если дело доходит до суда, то будет затребовано заключение специальной экспертизы.
- Имеет ли нарушение территориальную привязку? Например, если британцы судятся с украинцами…
- Вы можете отстаивать свои интересы или по месту регистрации нарушителя, или непосредственно на территории страны, где было зафиксировано и распространено нарушение (то есть в Украине, к примеру).
- Первые шаги к решению конфликтной ситуации?
- Советую вначале начинать с мирных переговоров, связавшись с управляющим компании на территории страны, где произошло нарушение. Затем (в случае неудачных переговоров) составить и отправить письменную претензию с перечнем таких условий, как оформлении лицензии (договора), выплата компенсации и/или предложение о сотрудничестве с указанием первичного автора. Не всегда нарушения - это повод незамедлительно бежать в судебные органы. Многое зависит от умения вести диалог.
- Кто имеет право обратиться в суд?
- Это может быть автор песни, его законные представители (к примеру, правообладатели исключительных имущественных прав), наследники автора. Причем зачастую у западных музыкальных композиций авторов много, и у каждого есть своя процентная доля прав, которой управляет конкретная компания (правообладатель). И самым простым будет оформить правовые отношения документально, получив ряд подписанных контрактов от каждого автора (правообладателя,) и использовать произведение законно.
- Можно ли потребовать компенсацию за причиненный ущерб и как определиться с суммой?
- Можно и нужно. Так как компенсация - это обозначенный в законодательстве размер, сумма которого зависит от многих субъективных критериев: территориальная привязка, репутационная, количество экземпляров, способ распространения и т.д. Сложив все это факторы и подкрепив письменными доказательствами, подав иск, вы сможете требовать от 10 до 50 тысяч минимальных размеров заработных плат, то есть от 32 тыс. до 160 млн грн.