Пересадка головы - реклама компьютерной игры?

Геймеры узнали профессора Канаверо в герое культовой виртуальной бродилки.

Невероятно, но факт! Доктор Канаверо (реальный доктор)...... Фото: youtube.com

В истории с трансплантацией головы россиянина Валерия Спиридонова намечается новый поворот сюжета. Фанаты компьютерной игры Metal Gear Solid 5 неожиданно узнали в одном из персонажей новой части... нейрохирурга Серджио Канаверо. Серия под названием The Phantom Pain ("Фантомная боль") выйдет 1 сентября этого года, но трейлер можно посмотреть уже сейчас. 

Геймеры, пораженные этим открытием, провели свое расследование и нашли доказательства того, что история с трансплантацией вполне может быть частью вирусного маркетингового трюка.

В частности, название игры "Фантомные боли" и отсылы к сюжету новой игры перекликаются с заголовками пресс-конференций Канаверо. Например, местом для своего очередного выступления нейрохирург избрал остров Крит, а именно там происходит действие игры. Ну а спонсором пресс-конференций доктора является компания - разработчик компьютерных игр. Кроме того, пациент Канаверо - россиянин Валерий Спиридонов - программист, специализируется на графическом оформлении разнообразных стрелялок и бродилок. И наконец, самая главная улика, которая, как говорил Жеглов, перевешивает тысячу других, - это компьютерный двойник Канаверо из игры "Фантомные боли".

- Я не знаю, как это объяснить, - разводит руками Канаверо. - Возможно, разработчики компьютерных игр, которые выступали спонсорами пресс-конференции по трансплантологии, создали мой трехмерный цифровой прототип. Но я не давал на это разрешения. Однако это не так плохо. Для реализации моего проекта нужны большие деньги. И я был бы не против, если бы разработчики игр профинансировали мои исследования.

Необязательно трансплантация головы является целенаправленной мистификацией, считают шерлоки холмсы из Сети. Скорее всего, Канаверо и продюсер игры Хидэо Кодзима заключили соглашение о взаимном продвижении. Ведь не зря Кодзима, известный своими экстравагантными рекламными трюками, интриговал фанатов в своем Твиттере: "Своим следующим проектом я брошу вызов одному табу. У меня появился союзник, который поможет мне в этом рискованном деле".

Насколько далеко могут зайти создатели компьютерных игр в стремлении смешать реальность и иллюзии? Об этом мы поговорили с Сергеем Бабаевым, директором по развитию бизнеса игровой компании Nekki.

... и его двойник из компьютерной игры похожи как две капли воды. Фото: youtube.com

БЮДЖЕТЫ СТРЕЛЯЛОК БОЛЬШЕ, ЧЕМ У БЛОКБАСТЕРОВ

- Персонаж игры действительно очень похож на реального доктора Канаверо. Как часто знаменитости становятся героями компьютерных игр?

- Это распространенная схема. Например, в последнем Call of Duty (культовая игра-стрелялка) был задействован Кевин Спейси - мегазвезда Голливуда. Он там играл примерно того же персонажа, что и в сериале "Карточный домик" - эдакого агрессивного манипулятора. Но обычно участие знаменитости не скрывается, наоборот, звезда активно используется как лицо проекта. На этом строится рекламная кампания.

- Но привлечение звезд голливудского масштаба - это очень дорого.

- Крупные игроки рынка легко могут позволить себе такие расходы. Бюджет компьютерной игры сопоставим с бюджетом голливудского боевика приличного уровня. Такие проекты, как Call of Duty, GTA, переваливают за 100 миллионов долларов. А были случаи, когда бюджет игрушки доходил до 200 миллионов. По большому счету у разработчиков есть возможность привлечь полный актерский состав любого блокбастера. Даже для рядовой игры с бюджетом в 80 - 90 миллионов долларов видео-вставки с крупным актером - не такие уж и большие деньги.

- Чем примечательна игра, о которой идет речь?

- На самом деле Metal Gear Solid 5 - культовая игра. Это тактический экшен: немного подумать, немного пострелять. В основе сюжета фантастическая шпионская история, где есть кибервойны, мировые заговоры и так далее. Достаточно взрослая - рассчитана на аудиторию от 18 до 40. Это одна из самых популярных серий для игровых приставок PlayStation. У игры огромные бюджеты и огромные продажи, которые расходы с лихвой окупают. Игра имеет большую и успешную историю. Более того, это тот редкий случай, когда автор и продюсер игры Хидэо Кодзима стал значимой медийной фигурой. Он человек креативный, входит в топ-5

людей, которые определяют правила игры в нашей индустрии. Я не удивлюсь, если он применит маркетинговый ход, который до него никто не использовал. То есть нарушит то самое табу, о котором упоминал.

ДЛЯ РАСКРУТКИ ИГРУШЕК В ГОРОДА ВВОДИЛИ ТАНКИ

- Ранее встречались аналогичные экстравагантные рекламные ходы при раскрутке компьютерных игрушек?

- Для военных компьютерных игрушек типа Вattlefield могли реально организовать ввод в город войск. Оцепляли какую-то территорию, устраивали перестрелки. Но окружающие понимали, что это шоу-программа, и речь не идет о начале третьей мировой войны. Но такой долгоиграющей, навороченной многоходовки, когда в розыгрыше задействованы люди из разных стран, - вот такого, по-моему, вообще никогда не было.

- Как специалист оцените, насколько это сильный рекламный ход?

- Это очень дорогая и сложная комбинация. Ведь надо глубоко продумать историю персонажей, запустить предельно реалистичную программу действий, ведь к этой истории приковано внимание всех мировых СМИ. Тут сложно склеить так, чтобы не было видно швов. Но, с другой стороны, такой ход может заменить любую активную рекламу по телевидению. Потому что пересадку головы обсуждают абсолютно все. Вполне возможно, что эта схема себя оправдает. По части морали, правда, тема спорная.

- А может, это практика совместного продвижения: оба проекта друг друга пиарят?

- Мне кажется странным пиариться за счет операции, которая может плачевно закончиться. 

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Валерий СПИРИДОНОВ: "Мы с доктором Канаверо не имеем отношения к этому пиар-ходу" 

Мы спросили владимирского программиста, что он думает о странной версии появления доктора Канаверо.

- Это полный бред. Потому что Канаверо не для этого 10 лет занимается своей работой. И я не для того выставляю себя напоказ, чтобы рекламировать такие вещи.

- Тебе самому об этом что-то известно?

- Я видел статьи, скриншоты, где в игре используется персонаж, похожий на доктора Канаверо. Но это же японские художники, они люди впечатлительные, и кого они берут за образец, один бог ведает.

- То есть почему Канаверо взяли за образец, ты не знаешь?

- Наверное, потому что он сейчас на виду. Но с игрой мы никак не связаны.

- Как вообще у тебя дела?

- Все по плану, все хорошо. Меня постоянно приглашают на интервью, график расписан до мая, думаю, это остается темой пиковой, интересной для людей, а в основном, думаю, новости появятся после конференции, которая пройдет в июне в США.

- А ты сам любишь видеоигры?

- Ну, часть моей профессии состоит в том, чтобы заниматься компьютерной графикой, может быть, даже немножко тестированием игр, отдельных приложений. Но сегодня у меня нет времени ни играть, ни даже следить за новинками. Приставку свою продал даже. Я занимаюсь разработкой и созданием учебных мультимедиаматериалов и управлением бизнес-процессами на сайтах компаний. Прямого отношения к играм такого класса, о которых идет речь, я не имею.