Певица ONUKA: "Главное мое достижение – победа над депрессией"

В гостях у "КП в Украине" побывала одна из самых ярких звезд современной украинской музыки.

Выступление на киевском «Евровидении» резко подняло популярность ONUKA и в Украине, и в Европе. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

ONUKA, она же Ната Жижченко, рассказала о своей музыке, о только что вышедшей композиции VSESVIT, о своем отношении к соцсетям и о семейной жизни, которая длится чуть больше года (23 июня 2016-го Ната вышла замуж за солиста группы The Maneken Евгения Филатова).

"Я никогда не ориентировалась на массовость"

- Ната, послушала вашу свежую композицию VSESVIT – получилась по-настоящему фирменная музыка. Вы вот так неспешно взяли и обогнали по музыкальной мысли в Украине всех. Как вам это удалось? 

– Я написала трек еще в августе 2016 года в самолете, затем дома напевала мелодию под аккомпанемент и текст-абракадабру, и вдруг в ней всплыла фраза Deep Forest. Я и представить не могла, что через две недели познакомлюсь с группой Deep Forest (французский дуэт, по сути придумавший популярный сегодня стиль world music. – Прим. авт.), побываю на их концерте, подружусь с Эриком Муке. Это легенда моего детства, это первая моя заслушанная аудиокассета, которую я знаю на память. Это большое счастье, что Эрик оказался открытым музыкантом, хорошим человеком, очень светлым - для меня он, как Гэндальф, и внешне похож, в общем, неземной человек. У нас сразу появилась мысль сделать что-то вместе. 

- Это вы сделали ему предложение посотрудничать?

- Не совсем. Эрик был на нашем концерте, его это очень впечатлило, он почувствовал, что многое от его музыки прослушивается в нашей. И когда он второй раз приезжал в Киев с концертом, мы встретились у нас в студии, выбрали трек. И вы представляете, он выбрал как раз ту песню, в которой была фраза Deep Forest. Мы записали этот трек вместе - он добавил свои фирмовые звуки и семплы, которые невозможно перепутать с другим звучанием. 

- Слушая ваш VSESVIT, не могу избавиться от ощущения, что слушаю ирландскую музыку. На ум приходит певица Шинейд О Коннор, очень ваш тембр на нее похож. Чем вы вообще вдохновляетесь в создании новой музыки и каким будет ваш новый альбом?

- Альбом называется "Мозаика". Он будут разный, как части обломков, которые в результате формируют единый сюжет. VSESVIT – это не настроение альбома, это первый сингл, входной. Мне захотелось доброй эмоции, потому все вылилось в неагрессивную нежную тематику. А касательно Шинейд О’Коннор спасибо, я ее очень люблю, считаю, что она очень непростая артистка. Ее главная песня и сейчас остается крутой, даже не скажешь, что это написано 30 лет назад. Это та музыка, которая останется навеки. 

- Вас не расстраивает, что ваша музыка непонятна достаточно большому количеству людей в этой стране? Ну тех, кто любит смотреть комедию "Тупой и еще тупее". Или вы изначально задумывали ONUKA как "элитный проект"?

- Я не думаю, что "Тупой и еще тупее" самая худшая комедия. Думаю, что российской теле-мувы, которые идут в кино, намного хуже. Между элитной музыкой и непонятной есть большая разница. Меня радует, что большое количество людей все-таки нас понимает. Я никогда не ориентировалась на массовость, и ONUKA уже перегнала то, что я планировала, раз в 10-20.

"Евровидение" - амузыкальный конкурс, но это чудо какое-то!"

- В какой-то мере массовость потянулась к вам после блестящего выступления на "Евровидении-2017".

- Это чудо какое-то. Я всегда скептически относилась и отношусь к этому конкурсу. Мне кажется, что это амузыкальный конкурс. Сколько раз нас приглашали принять участие в отборочных турах, и я каждый раз говорила "нет". И это категорическое мое решение: все свои конкурсы я уже отыграла в детстве и не считаю себя вокалисткой, достойной представить Украину на песенном конкурсе. Джамала подняла планку высоко, не думаю, что кто-то может у нас ее перепеть. Но все равно "Евровидение" меня как-то нашло. Я очень удивлена, что наша музыка зашла людям. Мне кажется, этому способствовал факт, что наше выступление не показали в прямом эфире, что намного увеличило просмотры на нашем канале в интернете, - кажется, за сутки номер около 2 миллионов просмотрели. Это все отразилось на продвижении ONUKA в Европе, мы попали в чарты Германии, Голландии, где вышли на первое месте в электронике. Я была удивлена, что та аудитория, которая покупает электронику в iTunes, смотрит "Евровидение". Думаю, если бы мы принимали участие как конкурсанты – такой реакции не было бы. Плюс еще огромный бонус, что выступление было с оркестром НАОНИ. И самое приятное, что эта музыка не была специально написана для "Евровидения", этот 7-минутный мегамикс из 3 треков был частью нашей коллаборации с оркестром. 

- Вы продолжаете сотрудничать с оркестром? 

- Да, их оркестровки вошли в наш альбом, и мы будем работать и дальше.  Это блестящий коллектив музыкантов, а Виктор Гуцал – нереальный дирижер. Я считаю, что он как никто заслужил звание Героя Украины. Он настоящий Герой Украины, потому что на таких украинцах держится наша страна. Ему 78 лет, но он молод душой, открыт к экспериментам и говорит с нами на нашем языке. У меня душа старее, чем его, лет на 100, и я горжусь, что знаю его.

"Без своего дневника я уже жить не могу"

- В недавнем интервью вы рассказывали, что много работаете над собой – в чем это заключается? Иногда создается впечатление, что вы собою постоянно недовольны, при этом вы не создаете впечатления недолюбленной в детстве девочки, так зачем же вы ругаете себя?

- С родителями у меня было все хорошо. Меня никогда не ругали, не было поводов, кроме подросткового возраста. Я была любимым ребенком, которому дарили много внимания. Мама со мной занималась, и по сравнению со сверстниками я очень много знала. 

В подростковом возрасте я кардинально поменялась и стала достаточно депрессивной. Сейчас понимаю, что это, наверное, от папы пошло. Говорят, что у меня заниженная самооценка, но я с этим не очень согласна. Я самосовершенствуюсь и работаю над собой. Например, в 25 лет начала заниматься спортом. Это настолько прикольно, в 25 лет менять про себя мнение, - мне казалось, что я до смерти буду неспортивным хлюпиком. 

- В чем еще вы совершенствуетесь?

- Я продолжаю учить английский язык, более углубленно. Если смотрю кино или сериалы, делаю это только на английском - не позволяю себе смотреть просто для удовольствия. Также стараюсь идти по списку того кино, которое повлияло на мировую историю. Занимаюсь вокалом, игрой на флейте, хочу научиться играть на телинке, терменвоксе… Все есть в моем дневнике, без которого я жить уже не могу, у меня есть планы на день, на неделю на месяц, на год. 

Но главное мое достижение – победа над депрессией. Те, кто имел такие симптомы, знают, насколько это тяжело, это ежедневная работа над собой, титанический труд. Это для меня большее достижение, чем ONUKA, если сравнивать трудоемкость этого процесса. 

- А такая страсть к планированию жизни - это у вас с детства?

- Где-то лет с 27-ми появилось, и я поняла, что это мой главный дар – организовывать свой тайминг и тайминг тех, кто вокруг, мне это нравится и у меня это получается. 

- Вы говорили, что очень болезненно реагируете на критику.

- Не то чтобы очень болезненно, я просто внимательно к этому отношусь. Я откидываю хейтерство, но иногда меня это действительно цепляет, я ведь живой человек. Кто-то недавно бросил, что у меня жирный подбородок, и я реально месяц про это думаю. Но если комментарии по делу, про исполнение, про аранжировку, вид, жесты и я с этим согласна, то, конечно, обращаю на это внимание. Если творческий человек не воспринимает критику, это очень большой минус для него, ибо нет предела совершенству. 

"Соцсети нужно закрыть"

- Ната, что вас в жизни больше всего радует, а что раздражает?

- Очень радуют собаки. Это единственная отдушина. Моя собака и просто все собаки, которых я встречаю. Недавно колеся с гастролями по стране, встретили на заправке 2-месячного щенка, он был настолько классный, что я хотела его забрать, но оказалось - у него есть семья, за ним хорошо смотрят. А я все не могу его забыть. Я мечтаю заработать денег и построить классный приют, в котором собаки будут счастливы - животные нуждаются в помощи, они ничего не сделали, чтобы им было плохо в этой жизни. А что раздражает – соцсети, невежество, неискренность… Да много чего. Больше всего не люблю собирать вещи в тур. Но все-таки вокруг меня больше вещей, которые вдохновляют. Раньше было по-другому. 

- Животных вы любите, а люди, похоже, раздражают?

- Раздражает хейтерство (позиция с ярким проявлением неприятия и ненависти по отношению к какой-то персоне или явлению. – Прим. авт.). Также раздражает тенденция, что ты сегодня герой, а завтра - антигерой. Диванная критика раздражает. Это все зачастую мониторинг того же невежества.

- А в соцсетях вас что раздражает?

- Считаю, что соцсети нужно закрыть, а музыкальные школы открыть и побольше. Недавно общалась с интересными людьми, которые исследуют соцсети: оказалось, сейчас среди нас живет 30% людей, родившихся в эру соцсетей, и у них, в отличие от нас, обратная реакция на мимику. То есть у нас сначала мимика - потом лайк. Через мимику ты понимаешь реакцию других людей на себя. А у них сначала лайк или дизлайк, а потом мимическая реакция. Ужас, треть планеты не знает, как жить без соцсетей. И среди них треть с клинической депрессией из-за разобщенности виртуальной реальности и реальной жизни. 

Например, ты заходишь в планшет, в виртуальную реальность, а там у тебя 10 тысяч лайков, и ты имеешь авторитет. Затем ты выходишь на улицу, где тебя никто не знает, и у тебя даже нет денег на кофе. Так ведь часто бывает. И эта разобщенность двух реальностей – это ужасно. Я не знаю, каким образом жить с детьми, которые теоретически у меня будут. Я не могу закрыть от них все, потому что это невозможно, но и не знаю, как делить время на реальную и виртуальную жизнь.

- Да сегодня дети не играют в игры во дворе, как еще ваше поколение. 

- Помню, что нам ничего не было нужно, только в прятки играть, в "краски", в "желания". Это было так круто, что нельзя было никого загнать домой. И это были первые навыки общения. Сейчас все в айпадах, и иногда я вижу, что наш концерт смотрят через экраны телефонов. Зачем ты пишешь эти телефонные записи в плохом качестве, если можно потом посмотреть профессиональное видео, снятое камерами? Но когда ты видишь со сцены тысячу фонариков, то мне становится страшно. Будущее, которого я боялась, оно настало. Это грустно.

- Но ведь вы есть в том же Фейсбуке?

- Я бы очень хотела удалиться оттуда, но не могу, потому что нужно мониторить ситуацию, иначе я буду асоциальной. Признаюсь, когда закрылся "ВКонтакте", я обрадовалась, потому что мне не нужно проверять теперь две закладки. Может, это тупо сказано, но с меня это сняло определенную ответственность. Нет, конечно, в соцсетях удобно продвигать музыку, новости. Сейчас мне нравится Telegram, потому что там нет этого хлама: "помогите!", спам, хейтерские комменты. Ты просто свою музыку распространяешь, а кому интересно - тот просто смотрит. Я не боюсь туда заходить. 

Ната с любимым мужчиной и любимым песиком. Фото: Instagram ONUKA

О личном

"Мне очень не нравится слово "муж"

- Ната, как у вас с Женей Филатовым происходит процесс сотворчества? И как вам удается разделять быт и творчество? И кто главный в доме, а кто в студии?

 - У нас нет разделения творчества и жизни, к сожалению или к счастью. Нет такого, что мы поработали в студии, а затем пришли домой: "Ну что, давай поубираем". У нас нет такого. У нас и дома продолжается творческий процесс. Женя может сидеть до 6 утра, а я могу встать в шесть утра, и мы как вахта меняем друг друга. Так было всегда. Музыка - это неотъемлемая часть нашей жизни. Как в песне "Музыка на-ас связала!", это действительно правда. Или как Жанна Агузарова пела "И новая музыка, новая музыка" - это самый лучший момент.

У эскимосов есть 100 эпитетов к слову снег, у них есть сто градаций снега, а для нас он просто белый. Вот и мы с Женей можем музыку по оттенкам раскладывать, и мне кажется, что мало кто меня так поймет, как он, и это взаимно.

- Но быт в вашей вселенной все же присутствует?

- Я не могу сказать, что у нас есть делегирование полномочий, но будничной работой, бытом занимаюсь я. Мне это нравится, люблю, когда все четко. А Женя полностью творческий человек, зато он главный в студии, а я там как гость. И у нас постоянно идет процесс: Женя работает, делает аранжировки, кусочки демо, а я параллельно думаю об идеях, записываю их, а потом мы это все сопоставляем.

- Есть ли время на приготовление еды?

- Иногда бывает. Я очень люблю готовить. Любила. Потому что очень давно этого не делала, но мне нравится этот процесс, и хотя я забыла, как это, но однажды с удовольствием все восстановлю. Я люблю готовить то, что любит Женя. А он любит мало продуктов, у него вообще специфический вкус. Поэтому, когда ему нравится мой салат, это самое большое удовольствие для меня.

- Кстати о свадьбе, ваши отношения изменились после появления штампа в паспорте?

- Мне очень не нравится слово "муж". Мне кажется, что это понятие странное. Я чувствую, что мы с Женей остались такими, какими и были. Если что и изменилось, то для родителей - они был рады, особенно бабушка. У нас была душевная свадьба, без тамады, без обычных штампов – так, как мы хотели. И вечеринка, на которую съехались музыканты наши знакомые, она стоила того, чтобы ставить штамп в паспорт. Честно, я никогда не мечтала выйти замуж, быть невестой, к этому нужно прийти. Особенно, я считаю, для мужчины это большой шаг. И я Евгения уважаю за то, что он на этот шаг решился - он глубокий, неповерхностный человек.

- Фамилию после свадьбы поменяли?

- Мечтаю поменять, но слишком много документов придется переделать, а у нас туры, визы… Как только тур отыграем, точно поменяю. Если честно, я свою фамилию терпеть не могу. Это, наверное, также психологическая проблема, но Наташа Жижченко - это точно не я. Ладно еще Ната Филатова, хоть звучит нормально, с первого раза можно продиктовать и не нужно повторять по несколько раз.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Солистка электро-фолк группы ONUKA Ната Жижченко родилась 22 марта 1985 в Киеве в семье музыкантов. Она - внучка мастера народных инструментов Александра Шленчика, который научил ее играть на сопилке в 4 года. Бабушка Натальи — Валентина Степановна, известная певица и бандуристка.

C 2002-го по 2013-й была солисткой электронной группы Tomato Jaws, затем начала сольную карьеру как DJ Nata Tomatа. Тогда же начала сотрудничество с Евгением Филатовым над проектом ONUKA. Кроме Наты в группе ONUKA участвуют еще две девушки - ударница Мария Сорокина и клавишница Дарья Серт.