Украинские политики и эксперты до сих пор досконально так и не разобрались в намерении властей в том, чем они намерены заменить режим АТО на Донбассе, о чем говорил секретарь СНБО Александр Турчинов. Первой реакцией на его заявление стало предположение о намерении Киева перейти к силовому освобождению занятых территорий с соответствующим введением военного положения в отдельных регионах Донбасса.
В действительности "новый формат" оказался гибридной солянкой действий и мер, которые предполагают задействование нового формата использования армии и новую систему управления и отношений между военными и гражданскими властями на территории Донбасса. Все это и будет отображено в соответствующем законопроекте, который сейчас носит рабочее название "Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей". В связи с отсутствием в открытом доступе текста предлагаемого законопроекта, "КП в Украине" разбиралась с тем, какие вопросы он призван решить.
1. Почему необходимо прекратить АТО?
Режим АТО давно исчерпал себя как средство восстановления территориальной целостности страны. Согласно закону Антитеррористическая операция должна быть строго регламентирована по времени и в использовании силовых структур. Так, например, режим АТО не предполагает использование в нем Вооруженных сил страны. Но боевые действия на востоке Украины идут уже больше трех лет и для противодействия агрессии нельзя обойтись без армии.
"Нужно было найти нормативно-правовую базу для применения украинской армии. И была найдена такая конструкция, как проведение антитеррористической операции. Эта конструкция фактически руководила военными действиями в ручном режиме. Потому что де-юре, военными действиями руководил Антитеррористический центр СБУ, де-факто, руководил Верховный главнокомандующий, через руководителя Генерального штаба. Но фактически любой выстрел из тяжелого орудия должен был получить разрешение от 4 человек", - пояснил член парламентского комитета по вопросам нацбезоапности и обороны Иван Винник.
А теперь нужно создать новую законодательную базу для восстановления территориальной целостности страны. Как использовать армию, кто ею будет руководить, как будут распределяться полномочия военных и гражданских властей и прочее.
"Сейчас нам нужно уже наконец на уровне закона, на уровне юридически-правовых основ установить, что против нас совершена военная агрессия, и Украина применяет армию на собственной территории, не нарушая Конституцию, поскольку мы объявляем соответствующее военное положение на отдельной территории, которая сейчас оккупирована регулярной российской армией", - считает Иван Винник.
2. Заменит ли Нацполиция армию на Донбассе?
Поскольку украинские власти всячески избегают любого упоминания о введении военного положения, а министр внутренних дел Арсен Аваков поддержал намерение идею пересмотра статуса АТО, то появились предположения о том, что теперь армию на Донбассе может заменить Нацполиция.
"Конфликт будет решаться через политическое давление на агрессора и политическое урегулирование. А вторым вариантом, безусловно, идет позиция правоохранителей и военных", - заявил глава МВД.
Но это вряд ли возможно, так как угроза возобновления масштабных военных действий на Донбассе остается и силами одной Нацполиции ее не отразить. Армия по-прежнему останется ключевым фактором отражения внешней агрессии.
"Мы сегодня сталкиваемся с совершенно другими задачами и угрозами, которые не решаются в формате АТО. В этом контексте будет расширены возможности применения наших Вооруженных сил", - поясняет народный депутат член парламентского комитета по нацбезопасноти и обороне Андрей Тетерук.
3. Будет ли введено военное положение?
Официального объявления полноценного военного положения не будет. Об этом заявил сам президент Петр Порошенко. "Если читать исключительно заголовки и не читать текст, то заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны можно понять, как попытку перейти к военному положению. На самом деле речь идет абсолютно о другом. По моему поручению был разработан проект законодательного акта, который называется о реинтеграции оккупированных территорий Донбасса в Украину ", - пояснил президент в ходе поездки на Донбасс на этой неделе.
"Какие-либо разговоры о том, что Украина "готовит наступление", что "Киев решил действовать военным путем", - всё это исключительно элемент российской пропаганды, направленной на запугивание людей и дезинформацию наших международных союзников", - заявил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
Но при этом нельзя исключить, что в новом закона будут предложены отдельные элементы военного положения без его официального объявления на отдельных территориях Донбасса.
4. Получит ли Порошенко дополнительные полномочия?
Например, Александр Турчинов одним из инструментов политики по деоккупации Донбасса назвал "право президента применять ВСУ и другие военные формирования против гибридной агрессии со стороны РФ". Сейчас президент может использовать Вооруженные силы в случае агрессии только после ОДОБРЕНИЯ парламентом.
Украина – парламентско-президентская республика и глава государства был бы не против усилить свои полномочия. И новый закон может содержать положения, которые позволят обойти это требование Конституции. Но в этом случае президент немедленно попадет под шквал обвинений в узурпации власти и намерении усилить свою власть в стране.
Некоторые эксперты считают, что разговоры о новом формате деоккупации и появление нового закона связаны с политическими рисками для президента. Например – чтобы избежать внеочередных выборов парламента и усилить свои позиции перед президентскими выборами. Кроме этого, если в законе будут прописаны отдельны элементы военного положения, то это даст возможность вводить некоторые ограничения на свободу слова, проведение выборов, перемещение людей, товаров и прочее. И это может касаться не только прифронтовых районов, но и соседних областей Юго-Востока к Украины где сконцентрирована значительная часть электората.
5. Потерют ли местные власти на Донбассе свою самостоятельность
Если в новом законе будут задействованы отдельные элементы военного положения, то это расширит полномочия военного командования и сузит возможности местных властей.
Например, СНБО и Генеральный штаб смогут запрещать выезд и въезд из страны, запрещать деятельности политических партий и общественных организаций, контролировать СМИ, компьютерные сети и прочее.
А Оперативный штаб, создание которого предполагается новым законом, по словам члена парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Андрея Тетерука, "будет включать в себя воинские подразделения, в него будут интегрированы Военно-гражданские администрации, чтобы в зоне проведения военного конфликта все действия были четкие и выполнялись в последовательном варианте".
Вопрос ребром
Консервация существующего положения?
Сейчас нет ясного ответа на этот вопрос - представители украинской власти только заверяют, что никакого отказа от Донбасса не будет. "Общие тезисы: Украина не отказывается от Минских договоренностей; Украина оставляет приоритетным поиск мирных путей решения проблем; Украина никоим образом не ставит под сомнение необходимость возвращения контроля над своей территорией с международно признанной границей включительно. Оперативный штаб создается исключительно для оптимизации процессов управления Луганской и Донецкой областями, - сообщил Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.