Из-за событий в Украине начала меняться мировая мода

Украинские мотивы сегодня есть у многих западных модельеров.

Украинские мотивы в коллекции Valentino. Фото: REUTERS

Политический и экономический кризисы заметно повлияли и на тенденции fashion-индустрии. Причем не только в нашей стране. Тему трансформации моды обсудили на круглом столе в редакции "КП" эксперты отрасли. 

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА

В Киеве стартовала 36-я Украинская неделя моды. Многие удивляются: неужели в такое время есть желание думать еще и о "внешней оболочке"? Оказывается, есть. Причем интерес к главному модному событию страны не меньше, чем раньше: за восемь дней покажут 45 коллекций, планируют принять около 200 тысяч гостей… В общем, пациент явно жив. А вот о том, как он выживает и мутирует в современных условиях, знают эксперты моды.

Тему трансформации моды обсудили на круглом столе в редакции "КП" эксперты отрасли.
Фото: БАКУЗОВ Михаил

- Насколько чутко мировая мода реагирует на политический и экономический кризисы?

 

Лиана Билякович (далее - Л.Б.): - Этот кризис можно назвать комплексным, поскольку начался он как великая рецессия 2009 года. Если говорить об Украине, то экономический кризис у нас перерос в политический, в общекультурный, общенациональный. А поскольку мода является зеркалом своей эпохи, она не может не реагировать на кризис. Наш Майдан дал всему миру огромный стимул для обновления в моде. Я думаю, что не только для украинских дизайнеров эти трагические события послужили, как это ни парадоксально, огромным стимулом для развития, но и для всей мировой моды в целом. За последнее время я насчитала украинские мотивы в 24 коллекциях западных модельеров. Украина сегодня всем интересна.

 

Анастасия Иванова (А.И.): - В чем нынешний кризис помог нашим дизайнерам? В том, что украинская мода стала популярной, а наши производители более востребованы. Раньше многие мультибрендовые магазины, такие как, например, Helen Marlen, даже не смотрели в сторону украинских дизайнеров и работали только с мировыми марками. С этого сезона многие отечественные бренды зашли в эти магазины, и на нас есть спрос: люксовые бренды стали очень дорого стоить. Да, мы тоже закупаем ткани в Европе и несем большие затраты, но все же наше производство находится в Украине, и это удешевляет процесс создания одежды. Мы сейчас можем предложить очень хорошую конкурентную цену. И люди, привыкшие одеваться качественно, но финансово не готовые сегодня позволить себе люксовую одежду, начали обращать внимание на работы украинских дизайнеров. 

 - Так все-таки, у покупателей изменилась психология либо просто стало меньше денег?

А.И.: - И то и другое. В том, что люди спрашивают в бутиках изделия made in Ukraine, несомненно присутствует патриотический настрой. 

Л.Б.: - Хочу сказать, что многие социальные институты в мире занялись исследованием ментальности украинцев. На Украину в мире настоящий бум. Но хочу дать совет украинским дизайнерам - не прячьте свои вещи за маркой, написанной на английском языке. Бренд, хотя бы внутри страны, должен быть выписан украинскими буквами, чтобы это было узнаваемо, чтобы каждый человек мог его отыскать. 

Украинские мотивы видны сейчас у многих западных дизайнеров. На фото - модель из показа Valentino. Фото: REUTERS

О ТРЕНДАХ

Играем в детство и в бедность!

- Нам все-таки нужно поговорить о трендах: что модно в новом сезоне? 

 

И.С.: - Я, наверное, единственный стилист, который не называет трендов, потому что тренд - это как пшик: он появился и исчез, а женщина осталась. Шанель говорила: "Мода приходит и уходит, а стиль остается". Конечно, я понимаю, что модно, а что не модно, но если я вижу, что женщине трендовая вещь этого сезона не идет, я никогда ей не буду этого втюхивать.

Л.Б.: - Лекция на этом тему заняла бы 4 часа. Я просто хочу сказать, что сейчас мода отражает прежде всего ноу-хау в технологиях. Без новых технологий мода развиваться не может априори. Йоджи Ямамото говорит, что суть в том, чтобы моду в своих коллекциях приблизить к тем технологиям, которых она прежде никогда не использовала. Это и будет новым дыханием моды. 

- А можете привести примеры таких технологий?

Л.Б.: - Сегодня мода вовсю имеет дело с нанотехнологиями. Волокна могут быть в диаметре одна миллионная доля миллиметра. Эти волокна под микроскопом могут наполняться перламутром, и мы имеем блеск жидкого стекла, которого до этого никогда не было. Сегодня мы имеем умные ткани, управляемый текстиль, мы может синтезировать слюну паука, водоросли, бамбук. Можем делать напыление кристаллами Сваровски, например…

- А существуют ли тренды, появившиеся на волне кризиса? 

Л.Б.: - Прежде всего тренд "игра в детство". Он имеет много разветвлений, в первую очередь - это детская одежда на взрослых женщинах, это детские пропорции, присутствие в образе инфантильности, в цветах - наличие карамельной гаммы, принты, которые нам напоминают что-то такое зефирно-конфетное, игрушечное. Вы заметили, что многие мужчины очень любят в последнее время сорочки с мультяшными принтами? У Фрейда есть теория, что в каждом из нас живет ребенок, и если этому ребенку плохо, а в кризис всем плохо, если мы не знаем, как жить с нынешними ценами, мы подсознательно хотим вернуться в безоблачное детство и почувствовать себя ребенком. Вот вам и тренд.

Второе модное веяние - это "игра в бедность". Понятно, что эти вещи брендовые, они стоят дорого, тем не менее мы можем иметь сегодня "пэчворк" очень во многих трактовках - мы можем иметь линялые, вытертые новые ткани, полученные по новейшим технологиям, но которые выглядят так, будто их кто-то носил.

И еще один тренд хочу обозначить: это "связь с искусством" как следствие тяготения человека к прекрасному. И, конечно же, этника! 

Модель в украинском стиле из показа Valentino. Фото: REUTERS

ЦЕНА, ШОПИНГ, ВКУС

"Проблема многих наших женщин в неосознанности того, что они носят"

- Можете объяснить нашим читательницам, многие из которых в связи со взлетом цен лишились возможности ходить на шопинг, как им жить дальше? Во что одеваться?

И.С.: - Гигантские компании масс-маркета приучили нас к быстротечности: вы не успеваете устать от одного платья - вам дают уже второе. Проблема многих наших женщин в неосознанности того, ЧТО они на себя надевают, КАК надевают, ЗАЧЕМ надевают. Это приводит к тому, что у вас полный шкаф вещей, но при этом "надеть нечего". Если профессионально перебрать ваш шкаф, уверен в том, что там найдутся вещи, которые можно тюнинговать, привести в порядок, поменять пуговицы, обрезать баску и т.д. И если с умом внести в гардероб две-три новые базовые вещи, все изменится. Поэтому я бы рекомендовал не психовать, не выбрасывать и перестать читать доморощенных блогеров. Изучите профессиональные модные журналы, углубитесь в азы цветотерапии. Ведь если женщина захотела красное платье, то это сигнал, что женщине не хватает секса! Тут уже нужно разбираться в себе. 

Л.Б.: - Историк моды Александр Васильев, объездив мир, сказал: самые немодные женщины живут в Париже, поскольку им абсолютно все равно, что сейчас декларируют тренды и советуют журналы мод. Они родились с этим, у них это в крови, и они считают, что они сами - это уже тренд. И собственно их самовыражение - это и есть мода.

И.С.: - И это приносит плоды, потому что там женщина больше женщина, чем у нас. Наши же дамы, хоть и самые красивые, но не слышат себя. Нужно внимательнее к себе относиться. И если ты прикладываешь к себе вещь зеленого цвета и твоя первая реакция: "Мне не идет" - нужно тут же отдать эту вещь продавцу, а не слушать 18 подружек, которые, в принципе, тебя не очень-то любят.

А.И.: - А зеленый - модный в этом сезоне! Нет, Ильяс правильно говорит: важно понимать, что женщина дальше будет с этим нарядом делать - или похоронит его в шкафу, или один раз в нем выйдет в люди бледная и несчастная, или все же подумает и купит то платье, которое действительно ей подойдет - и будет счастлива и получит миллион комплиментов.

И.С.: - А вы знаете, у нас есть такая проблема, именно циркуляции вот этого. Бывает, заходишь в крупные магазины в Киеве, а там рай для Надежды Бабкиной: стразы, люстры, петушиные цвета, то есть глаукома вам на оба глаза обеспечена. Но ведь кто-то это в магазины привозит! Пусть они съездят в северную Европу - там же какой крутой дизайн! Ну привезите хоть чуть-чуть! Я и еще 20 моих друзей купят. Нет, заваливают магазины каким-то Бангладешем. А даже если взять Дольче и Габбана, то в украинских бутиках предлагают купить нам буквально бешеные их вещи. Но ведь мы все знаем, что у Дольче и Габбана на самом деле в коллекциях есть спокойные и красивые модели, но они почему-то в Украину не попадают. Это замкнутый круг. 

Л.Б.: - Круг действительно замкнутый. С одной стороны, нам привозят вещи, которые у нас по чьему-то представлению на пике популярности, но это ужасные цвета, страшный крой, я уже не говорю про россыпи страз. А с другой стороны, наш бедный потребитель, обойдя магазины, делает для себя заключение, что, наверное, это и есть очень модно, раз мне в магазинах это предлагают. И человек покупает, и выглядит ужасно. 

Модель в украинском стиле из показа Valentino. Фото: REUTERS

О КАЧЕСТВЕ

"Для украинцев это ментальная черта"

- Правда ли, что сейчас дизайнеры могут выжить, только если будут расширять рынки, продавать вещи за границу? Чем вообще мы можем быть интересны иностранцам?

 

Ксения Господинова (К.Г.): - Украинские бренды делают все качественно, в этом наш большой плюс. Кроме того, заграница видит в наших дизайнерах большую перспективу.  

Л.Б.: - Возраст украинской индустрии моды на сегодняшний день составляет всего лишь 20 лет. Это очень мало. Если мы сравниваем себя с Францией, возраст индустрии моды там составляет 370 лет. Украина перенимает опыт с большой скоростью. И поскольку потенциал у нас огромен, наши дизайнеры демонстрируют сейчас потрясающую динамику. Вопреки всему. 

И.С.: - Что касается качества, если взять юбку Max Mara из первой линии, она может быть неидеально сшита. Сколько раз я держал в руках платья от "Шанель" и как технолог видел, что это сшито не идеально. При этом вещь продолжает стоить сумасшедших денег!

В Европе подход к моде немного другой, более потребительский. А мы моду не просто потребляем, мы в нее еще вникаем. У них мода проходит моментально, со скоростью интернета. У нас же, если украинский дизайнер делает коллекцию, то это событие, потому что у нас это молодая индустрия и не каждый способен сделать моду. Там же индустрия гигантская, многое вообще пролетает незамеченным. 

К.Г.: - А украинский потребитель, из моего опыта, в первую очередь обращает внимание на строчку. Я замечала, что когда человек имеет дело с "Шанель", он смотрит на бирку и начинает отсчитывать деньги. А посмотрев на вещь украинского дизайнера, начинает придираться ко всему - к строчкам, к составу, к пуговкам и, естественно, к цене.

И.С.: -  Это эффект обесценивания своего, потому что нет героев в своем Отечестве. 

Л.Б.: - Сейчас мы говорим о качестве, и могу сказать, что не все известные бренды им могут похвастаться. В Сети появился фильм, снятый по результатам исследований продукта модного масс-маркета на экологичность и безопасность. Исследования проводили английский институт моды и немецкие лаборатории качества, там речь шла о том, что западный масс-маркет производится в странах с низким уровнем жизни, и вещи, сделанные там, могут вызывать у людей аллергические реакции, головную боль и даже бронхиальную астму. К сожалению, это о-очень известные и далеко недешевые бренды. Фильм, кстати, очень быстро был изъят из Сети.

Для украинцев же трепетное отношение к качеству и к добротности - это основная ментальная черта. Вот почему наши дизайнеры уделяют этому должное внимание. Думаю, весь мир скоро поймет это и оценит.

- С качеством все понятно, но как все же наши дизайнеры умудряются держать цены?

К.Г.: - Как раз с повышением курса я попробовала частично - 50 на 50 - перейти на производство моделей из украинских тканей. Покупала небольшими отрезами и на себе экспериментировала: отшивала, испытывала в носке. Если понимала, что все о'кей, начинала шить для клиентов. 

А.И.: - Мы тоже начали мониторить украинский рынок - и нашлись производители, о которых я даже не подозревала. Оказалось, что у нас в Западной Украине производится хороший кашемир, с этого сезона мы начали его закупать. Но пришлось хорошо поискать, поскольку у наших фабрик нет ни сайтов, никакого отдела маркетинга.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Во Франции запретят худых моделей

Теперь суповым наборам на французском подиуме не место. Фото: REUTERS

Причина - их образы создают искаженные идеалы женской красоты, побуждающие девушек к опасным для здоровья диетам. 

Вслед за Испанией, Италией, Бразилией и Израилем изменить стандарты, которым должны соответствовать девушки, выходящие на подиум или снимающиеся в рекламе, решили и во Франции. В стране высокой моды готовят законопроект об охране здоровья, который запретит брать на работу слишком худых моделей.

- Модели должны хорошо питаться и следить за своим здоровьем, - считает министр здравоохранения Франции Марисоль Турен. - Это очень важно, так как для молодых женщин они являются примером.

Согласно законопроекту, индекс массы тела (рассчитывается делением веса (в кг) на квадрат роста в метрах. - Авт.) должен быть не ниже 18. К примеру, при росте 1,80 м вес девушки должен быть не меньше 58 кг. Модели должны подтвердить свой вес справкой от врача. В противном случае работодатель будет оштрафован на 75 тысяч евро либо и вовсе получит наказание до полугода тюрьмы. 

Также модельные агентства и модные дома должны будут отказаться от пропаганды худобы на фото, видео, в интервью моделей. Их обязуют отслеживать подлинность фотографий и не допускать "похудения" девушек с помощью фотошопа.

По данным французского минздрава, только в этой стране анорексией страдают более 30 тысяч девушек. И в большинстве случаев до такого состояния их довели именно тенденции современного мира моды, пропагандирующие очень тонкие тела.