Петр Нестеров выполнил "Мертвую петлю" наперекор друзьям

27 февраля исполнилось 132 года со дня рождения легендарного летчика, имя которого широко известно во всем мире.

Нестеров осуществил свою мечту, несмотря ни на что. Фото: соцсети.

В Киеве есть небольшая улица Петра Нестерова. Она находится неподалеку от завода "Большевик",  где в свое время располагался Сырецкий аэродром. Именно там штабс-капитан из 21 корпусного отряда 3-й киевской роты выполнил сложнейшую фигуру высшего пилотажа - первую в мире "мертвую петлю". В дальнейшем ее назвали "петля Нестерова".

Детство

Родился будущий покоритель небес в 1887 году в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Нестерова. Он был третьим ребенком из четырех. Через два года после рождения Петра отец умер. Мама еле-еле сводила концы с концами. Пришлось даже переехать жить во Вдовий дом (так назывались государственные учреждения, которые оказывали поддержку вдовам и сиротам государственных служащих).

Однажды в Нижнем Новгороде, где Петр рос, запускали газовые шары. Всем прохожим предлагали подняться в небо, но желающих не было. Тогда, расталкивая толпу, вперед выбежал 9-летний Петя Нестеров. "Я полечу!" - выпалил он. Главный по шарам решил проучить мальчишку и, посадив его в корзину, поднял высоко над землей. Но Петр не испугался, наоборот - ему безумно понравилось. Уже будучи кадетом артиллерийского училища, Нестеров писал, что полеты на шарах предопределили его судьбу, и с тех пор он полюбил небо (Читайте больше: Летчик Нестеров переживал, что его мертвую петлю над Киевом не заметят ).

Петр Нестеров оставил в истории авиации незабываемый след.Фото: function.mil.ru

Когда Петру было всего 10, он поступил в тот самый Нижегородский кадетский корпус, где ранее работал отец. После учебы его направили, как одного из лучших кадетов, в Михайловское артиллерийское училищ.  

Два года учебы пролетели незаметно,  и после блестяще сданных экзаменов Нестерова назначили в 9-ю Восточно - Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Петр, в отличие от многих других офицеров, относится с своим подчиненным с уважением, и уважением, и это сыграло роль в том, что через время его его артиллерийский расчет вышел в учебных стрельбах на первое место.

Марка, посвященная Нестерову. Фото: Википедия.

Киев

В  нынешнюю столицу Украины  летчик попал в  мае 1913 года - его  назначили в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте.  Вскоре он стал командиром отряда. А 31 августа 1913 года Нестерова уже произвели в штабс-капитаны.

В это время он уже был женат на польке Надежде Луневской. У них было двое детей Петр и Маргарита. Они поселились в доме № 5 на нынешней улице Московской. Дом стал неофициальным центром городской воздухоплавательной элиты, где два раза в неделю там собирались военные конструкторы Киева и велись дискуссии об авиации, литературе, искусстве.

Нестеров с женой и дочерью. Фото: sgpress.ru 
Петр Нестеров с детьми. Фото: stihiya.org 

В Киеве проявился талант летчика и состоялась его летная карьера.  Он сделал много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами.

В то время мир будоражили рекорды длительных перелетов. У летчика созрела мысль совершить такой перелет в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Он осуществил его  10 - 11 августа 1913 года в составе трех самолетов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин – Киев. Полет расценили как новое слово в военной практике.

Дальние перелеты были осуществлены Нестеровым впоследствии еще два раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

Однако летчик не остановился на достигнутом. Он постоянно тренировался  в совершенствовании пилотирования. В его голове "зрел" невероятный замысел.

Памятник Нестерову и его "мертвой петле" в Киеве. Фото: Википедия 

Мертвая петля

Нестеров жил мечтой доказать, что даже самые умопомрачительные виражи в воздухе возможны. Наперекор всем он разработал на бумаге схему уникального полета - замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Друзья не верили ему и утверждали, что подобный эксперимент закончится смертью.

После долгих дискуссий Нестеров наконец решил продемонстрировать свою "мертвую" петлю. И вот 27 августа 1913 года "Ньюпор" Нестерова взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, он  выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров Петр снова включил мотор, и самолет, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.

Макет самолёта "Ньюпор", на котором Нестеров совершил "мёртвую петлю". Фото: Википедия. 

Интересно, что до Нестерова, даже горизонтальные развороты на самолетах делали без крена на крыло.

Петр Нестеров так доверял своим расчетам, что перед выполнением "мертвой петли" даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, - центробежная сила прижимала летчика к сиденью. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.(Читайте больше: В Киеве над Сырецким аэродромом летчик сделал мертвую петлю ).

Подвиг Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы.  Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Однако военное начальство было категорически против "мертвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полеты - это школа летчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 Марта 1914 года повторил "мертвую петлю".

Памятный камень с доской П. Нестерову в г. Киеве. Фото: Википедия 

Петр Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, вскоре был произведен в Штабс - капитаны, назначен начальником авиационного отряда. Рекорды продолжались. В военных маневрах Сентября 1913 года Нестеров осуществил первую в мире "атаку самолета противника".

Он практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолетов.  А потом началась война.

Таран

Во время Первой мировой Нестеров продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки. Постоянно искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, при этом делал это так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан Нестерова.

Он успел осуществить 28 вылетов. А 8 сентября 1914 года около городка Жолква он совершил свой последний подвиг: протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск.

Тяжелый "Альбатрос" летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров пошел ему наперерез в легком быстроходном "Моране". Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и врезал свой самолет в хвост "Альбатроса". Оба самолета упали на землю, а летчики погибли.

Гибель Нестерова. Фото: соцсети.


Похоронили Нестерова в Киеве. В этот день около ста тысяч киевлян провожали своего любимца в последний путь. Было сного  цветов, слез, страстных речей. Никольский собор, где отпевали покойника, не мог вместить желающих. После панихиды процессия двинулась к Аскольдовой могиле. Позже, когда кладбище подверглось разрушению и уничтожению, прах летчика был перенесен на Лукьяновское кладбище.

В 1914 году на месте гибели Нестерова у города Жолква был сооружен монумент. А в 1980 году здесь построили мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мертвой петлей, заканчивающейся взлетом вверх реактивного самолета и небольшой музей. В 1990-е годы музей был заброшен, и разграблен.

Могила Нестерова. Фото: Википедия