Сегодня 24 февраля +1°C
Александр БОЧКАРЕВ. Фото автора. (26 августа 2010)
Летчик Нестеров переживал, что его мертвую петлю над Киевом не заметят

Летчик Нестеров переживал, что его мертвую петлю над Киевом не заметят

Комментарии: 4
Петр Нестеров прожил всего 27 лет.

Вблизи шумного проспекта Победы, напротив завода «Авиант», стоит памятник знаменитому летчику Петру Нестерову. Почти сто лет назад здесь прославленный авиатор впервые совершил легендарную мертвую петлю, которая положила начало искусству высшего пилотажа во всем мире.

ГАЗОВЫЕ ШАРЫ ОПРЕДЕЛИЛИ СУДЬБУ

Будущий автор мертвой петли родился в 1887 году в России. Историки говорят, что это был бесстрашный и энергичный человек, влюбленный в небо. В биографии Петра Нестерова есть один любопытный факт. Однажды в Нижнем Новгороде, где он родился, запускали газовые шары. Всем прохожим предлагали подняться в небо, но желающих не было. Тогда, расталкивая толпу, вперед выбежал 9-летний Петя Нестеров. «Я полечу!» - выпалил он. Главный по шарам решил проучить норовистого мальчишку и, посадив его в корзину, поднял высоко над землей. Но Петя не испугался, наоборот - ему безумно понравилось. Уже будучи кадетом артиллерийского училища, Нестеров писал, что полеты на шарах предопределили его судьбу, и с тех пор он полюбил небо.

ГОРОД БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Настоящая летная карьера началась для Нестерова в Киеве. Нужно сказать, что в начале ХХ века наш город считался в Европе ведущим центром по подготовке летчиков и авиаконструкторов. Здесь начинали свою деятельность известные на весь мир авиаконструкторы Игорь Сикорский, Евгений Касьяненко, Александр Карпека. Сюда же прибыл 26-летний лейтенант Петр Нестеров, которого в 1913 году командование назначило командиром 11-го корпусного отряда 3-й авиационной роты. Вместе с женой Надеждой и двумя детьми Ритой и Петей Нестеров поселился в доме №5 на нынешней улице Московской. Этот дом был неофициальным центром городской воздухоплавательной элиты. Два раза в неделю там собирались военные конструкторы Киева и велись дискуссии об авиации, литературе, искусстве… Здесь Нестеров познакомился с передовыми конструкторами и пилотами.

О геройском подвиге знаменитого летчика и его гибели писали все газеты (1914 год).
О геройском подвиге знаменитого летчика и его гибели писали все газеты (1914 год).

С первых же дней в Киеве Нестеров активно работает. Он испытывает множество самолетов - от малолитражной «мотоциклетки» с объемом двигателя всего в 15 л.с., конструктором которой был Касьяненко, до бомбардировщика.

- Настоящий новатор, Нестеров постоянно совершенствовался в пилотировании, - пишет в одной из своих работ историк, сотрудник Музея истории города Киева Дмитрий Малаков. - Это ему принадлежит идея первого в мире группового перелета строем из Киева в Нежин и обратно. Вместе с Нестеровым на борту самолета был кинооператор Владимир Добржанский. Отснятый им 30-минутный фильм несколько дней с большим успехом демонстрировался в лучшем киевском кинотеатре Антона Шанцера на Крещатике, 38.

Некоторые историки утверждают, что эта документальная лента стала первой в мире, отснятой с борта самолета.

Многочисленные перелеты и постоянные тренировки выработали у Нестерова уверенность в своих силах, и он решил приступить к выполнению своей давней мечты.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Что испытывали летчики, сидя в кабине фанерного биплана? Во время полета конструкция аппарата немилосердно дрожала, рискуя развалиться в любой момент, а летчики страдали от холода и вынуждены были постоянно следить за работой двигателя - иначе он мог заглохнуть, и тогда пилот разбивался. Нестерову все было нипочем. Он первым научился планировать с выключенным двигателем (кстати, это спасло ему жизнь, когда однажды двигатель действительно отказал. - Авт.). Его мечтой было доказать, что даже самые умопомрачительные виражи в воздухе возможны. Но никто ему не верил. Когда летчик с жаром рисовал на бумаге схему своего полета - замкнутую петлю в вертикальной плоскости, друзья отбирали карандаш и дорисовывали дугу, которую заканчивали крестиком - знак, что пилот разобьется.

После долгих дискуссий Нестеров наконец решил продемонстрировать свой «мертвый» полет. Днем 27 августа 1913 года самолет «Нью­-порт-4» взмыл над Сырецким полем (территория завода «Авиант»). План пилота казался невыполнимым. Летчик хотел спикировать с выключенным мотором на высоту до 600 метров, потом включить двигатель и выставить самолет вертикально, после чего «лечь на спину», вновь сделать пике и выровнять самолет.

«Привязавшись предварительно ремнем к сиденью, я поднялся на высоту 1000 метров, с которой решил планировать, - писал Петр Нестеров своей жене. - Лишь с этим поворотом воздух является побежденный человеком… По какой-то ошибке люди позабыли, что в воздухе везде опора… Когда я закончил свою петлю и уже планировал к ангарам, мне пришла мысль: а вдруг мою петлю никто не заметил? - и даже хотел повторить ее немедленно, но, увидев у ангаров сбегающуюся толпу, я понял, что мой полет видели…»

Это был триумф отечественной авиации. «Петля Нестерова» стала первой фигурой высшего пилотажа в мире…

ПЕРВЫЙ ТАРАН СТАЛ ПОСЛЕДНИМ

Друзья утверждали, что Нестеров играл своей жизнью как хотел, и пророчили ему гибель в небе. Так и произошло. Когда началась Первая мировая война, Нестеров был уже в чине штабс-капитана и возглавлял авиаотряд 3-й армии генерала Рузского, который базировался в городе Жовква Львовской области. Однажды над траншеями то и дело стал появляться вражеский самолет «Альбатрос». Пилотировал его австрийский барон Розенталь. Авиаотряд Нестерова занял его замок в Жовкве, а сам Петр Николаевич поселился в спальне барона. Помещика это бесило, и он хотел отомстить прославленному летчику.

Сбить «Альбатрос» с земли пулеметным огнем не получалось. Тогда товарищи стали подначивать Нестерова: мол, что ж ты, такой прославленный летчик, а не можешь разобраться с каким-то самолетом? И Петр Нестеров дал слово сбить машину барона.

26 августа, когда «Альбатрос» вновь появился в небе, Нестеров вылетел ему наперерез. На первых самолетах пулеметов не было, и Петр Николаевич решил идти на таран - его «Моран» ударил колесами по крылу «Альбатроса». Оба самолета упали, и летчики погибли. Так закончился первый в мире воздушный таран, а вместе с ним - и жизнь легендарного Нестерова.

После гибели летчика его вдова Надежда осталась одна с детьми на руках - 5-летней Ритой и 2-летним Петей. Женщина уехала из Киева в родной Нижний Новгород и вскоре вышла замуж за друга Петра - Владимира Дукачева, преподавателя речного училища. Он помог Надежде вырастить детей и написал книгу о Нестерове.

КСТАТИ

Страсти вокруг памятника

Летчика перезахоронили на Лукьяновском кладбище.
Летчика перезахоронили на Лукьяновском кладбище.

Тело великого летчика с большими почестями предали земле на Аскольдовой могиле, где хоронили самых уважаемых жителей Киева. Хотя Нестеров жил в городе не больше двух лет, его авторитет был настолько высок, что благодарные киевляне даже учредили комитет «По увековечиванию памяти Нестерова».

- Городская дума планировала переименовать улицу, которая сейчас носит имя Олеся Гончара, в Нестеровскую, а также поставить там памятник прославленному летчику, - говорит историк и писатель, заведующий отделом Музея истории города Киева Виталий Ковалинский.

Увы, время было предреволюционное, и вопрос отложили. Печальной оказалась и история с прахом летчика. Через двадцать лет его останки перезахоронили на Лукьяновском кладбище, а на территории Аскольдовой могилы разбили парк.

На сегодняшний день именем Петра Нестерова в Киеве названы улица и переулок. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт