Психолог объяснил причины продуктовой паники

Эксперты рассказали, что стоит за продуктовой паникой в столичных супермаркетах.

Фото: Михаил БАКУЗОВ

Киевские продуктовые магазины разделились на две категории. В одной - супермаркеты с относительно дешевыми крупами, сахаром и мукой. В другой - торговые точки с тем же ассортиментом, но ценой на пару гривен дороже. В первой - небывалый ажиотаж, не успевают пополнять продуктами полки, в некоторых ограничения "три кило в одни руки". Во второй - относительное спокойствие и никакого ажиотажа. В таком состоянии столица живет уже несколько дней.

В среду вечером и в четверг утром корреспонденты "Комсомолки" ходили по магазинам. Одни смогли спокойно купить и подсолнечное масло, и крупу на выбор. Другие оказались в центре продуктового ада.

- Куда вы это несете, на какие полки? Нам в тележки кидайте, - безумно вращая глазами, заорал на сотрудницу супермаркета мужчина и выхватил у нее заветные упаковки с мукой. Судя по количеству пачек, ближайшие полгода он намерен питаться исключительно домашней выпечкой.

Вокруг творилось нечто невообразимое. Разгоряченные адреналином, и млад и стар заполняли свои корзинки гречкой, рисом и макаронами. Полки пустели на глазах. Едва сотрудники супермаркета подвозили очередную партию продуктов, как ее сразу же разгребали.

В житейский тупик всех неожиданно поставило подсолнечное масло. Известную марку (22-25 грн. за бутылку) смели подчистую. Рядом на полке стояло более дешевое (19-20 грн.) от другого производителя. Народ замер, косясь жадными глазами на соперников по магазину, как они себя поведут.   

- Брать или нет - кто скажет? Я не знаю, хорошее ли это масло, - не выдержала напряженной паузы женщина в красной вязаной шапочке. 

- Да берите. У вас что, варианты есть? Все равно ничего больше не осталось, - сломался кто-то первым и схватил две бутылки. Ну и понеслось!

Обалдевшие от происходящего сотрудники супермаркета и сами начали терять самообладание. Крамольные мысли вселились и в них.

- Я вот сейчас думаю, может, надо было тоже накупить круп. Сейчас поздно. Склады полупустые. Вечером должна быть новая поставка. Но мы даже не знаем, привезут продукты по старой цене или уже дороже, - пожаловалась нам сотрудница магазина.

С победным видом из супермаркета выходили горожане, нагруженные, как верблюды, пакетами с едой. На вопрос "зачем весь этот психоз?" все как один отвечали:

- Доллар растет. Из-за этого все дорожает. Каждый день ценники меняют. Сегодня я взял на развес сахар по 15 гривен, а завтра он уже может 30 стоить. Пусть дома все будет, не пропадет.

P.S. Не всем нашим корреспондентам повезло оказаться в столь эпической ситуации, чтобы написать репортаж. 

- Зашла вечером в супермаркет в предвкушении "битвы за пшено". С виду все как обычно. Постояла у полок, заполненных подсолнечным маслом. Купила от безысходности две бутылки по 18 гривен. Конец репортажа. 

Дефицита продуктов нет. Есть желание закупиться впрок. Фото: Михаил БАКУЗОВ

КОМПЕТЕНТНО

- Поскольку купить доллары с каждым днем все труднее, украинцы пытаются сохранить хоть часть обесценивающихся денег и "инвестировать" средства в продукты, - объясняет эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - Первыми с полок исчезают самые дешевые продукты длительного хранения - мука, сахар, крупы, подсолнечное масло, консервы. С одной стороны, людей понять можно: в условиях, когда ценники переписываются каждый день, можно действительно купить все эти продукты на 1-2 месяца и сэкономить 30, а то и 50 процентов средств. С другой стороны, раскупая все подряд, украинцы создают ажиотаж и искусственный дефицит. Это взвинчивает цены еще больше. К тому же "инвестиции" в продукты очень сомнительны из-за сроков хранения: многие супермаркеты выбрасывают в продажу консервы с истекающим сроком годности, так что через месяц-другой их придется или в спешном порядке съесть, или выбросить. 

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Максим Кузьменко, директор столичного Департамента промышленности и развития предпринимательства:

- Торговые сети не советовались с нами, прежде чем объявить об ограничениях продажи отдельных видов продуктов. Это произошло без предупреждения, без подготовки и безосновательно. На складах у торговых сетей товар имеется, и его беспрепятственно завозят в магазины. Все похоже на подогревание паники и способ заработать. Помните 2010 год, когда все бегали за гречкой, а потом она снова появилась и никому не была интересна? Информация о том, что украинские продукты питания существенно зависят от курсовых колебаний, не соответствует действительности. Да, определенная зависимость от роста расходов на транспортировку или энергообеспечение есть, но она не настолько существенна. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

"Не портите будущее детей - успокойтесь"

- Как известно, все мы родом из детства, и данная ситуация - не исключение, - говорит психолог Марина Деркач. - Любые страхи формируются в детстве. Наши бабушки запасались солью и спичками, родители в панике скупали продукты в кризисном 1998-м, а сейчас пришло наше время показать своим детям пример панических настроений в кризис. Поэтому если вы не хотите, чтобы через 15 лет ситуация снова повторилась, но уже с участием ваших детей, сделайте главное - успокойтесь. Проанализируйте причины этой паники, проясните для себя причины, по которым люди толкаются в очередях и мешками скупают муку и крупы. Найдите среди своих знакомых и других людей - тех, кто не поддается панике, трезво мыслит и понимает, что домашних заготовок, пары килограммов муки и зимней консервации вполне хватит на то, чтобы пережить этот ажиотаж. Он, кстати, может продолжаться неделями, но думаю, что на этот раз панические настроения утихнут гораздо быстрее.