Казус Коцабы

Дело журналиста из Ивано-Франковска Руслана Коцабы уже несколько дней - топ-тема в соцсетях: люди обсуждают, кто же он - "изменник родины" или "невинная жертва"?

Коцабу арестовали на два месяца, но он от своих слов не отказался. (На фото справа)

Но главное, что беспокоит граждан: нужно ли теперь помалкивать в тряпочку, если твое мнение расходится с официальным?

Светит 8 лет? 

СБУ задержала Руслана Коцабу 7 февраля, а уже на следующий день суд решил оставить журналиста под арестом. Его подозревают в государственной измене (ч.1 ст. 111) и препятствовании деятельности ВСУ в особый период (ч.1 ст. 114-1), санкции которых предусматривают тюремное заключение сроком до 15 лет.

С одной стороны, Коцабу обозвали изменником родины за вроде бы безобидное дело - видеообращение в интернете, в котором он заявил, что отказывается от мобилизации, и призвал других сделать то же самое. С другой - 2 месяца ареста - это не шутка.

- Дело не в том, что Коцаба критиковал власть, войну или мобилизацию. Это он может делать как журналист и гражданин Украины абсолютно свободно. Кроме критики, он заявил:  если получит повестку, в армию не пойдет. А это уже само по себе тянет на небольшое преступление, - считает эксперт-международник Тарас Чорновил. - После с его стороны звучали постоянные призывы к отказу от участия в АТО, что можно трактовать как участие в пропагандистской кампании. Конечно, его преступления не самые тяжелые по статье о госизмене, поэтому, думаю, он должен получить минимальный срок - лет восемь тюрьмы.

"Статьи, по которым обвиняют журналиста, вызывают сомнения"

По мнению адвоката Татьяны Монтян, действия Коцабы абсолютно законны, а сам он является политическим заключенным.

- Коцаба не наговорил ничего такого, что бы позволяло его обвинять, - уверена Монтян. - Ему шьют измену родине за то, что он съездил в Россию и дал интервью на каналах. К этой статье можно привлечь кого угодно, кто выступает против властей. 

По ее словам, делать окончательные выводы еще рано. Главный вопрос в том, какова будет реакция общества.  

- Коцаба как гражданин Украины имеет право собирать, обрабатывать информацию и через СМИ высказывать свое мнение. Но к его трактовке закона о мобилизации можно относиться двояко: одно дело - критиковать закон на кухне в кругу друзей, другое - делать это публично через Фейсбук, который могут прочитать миллионы людей, - считает правозащитник Эдуард Багиров, но тут же уточняет: - Статьи, по которым обвиняют журналиста, вызывают сомнения.

- СБУ обвиняет Коцабу в гос­измене, что, мягко говоря, несколько преувеличено. Ведь он не сдавал секретную информацию спецслужбам, не участвовал в диверсионных операциях, не захватывал стратегические, военные объекты и так далее. Думаю, СБУ переквалифицирует эту статью на другую.

Говорить "я не хочу идти в армию" - это одно, а "я призываю не идти в армию" - совсем другое. Коцаба мог бы подать в суд на необоснованность отправки ему повестки военкоматом, мог подать в суд на Минобороны за то, что закон о мобилизации нарушает его права. Он не использовал правовую систему, он не написал заявление в военкомат, чтобы ему объяснили по пунктам, на чем они основываются, присылая ему повестку. 

Юрист уверен: нежелание идти в зону АТО, молчаливое или публично заявленное, не является автоматическим преступлением. Другое дело - отказ брать повестку или неявка в военкомат. 

ОФИЦИАЛЬНО

"Уличен в антигосударственной пропаганде в российских СМИ"

В постановлении суда по делу Руслана Коцабы прокурор приводит доказательства противозаконной деятельности журналиста. В частности, указано, что видеообращение Коцабы с призывом отказаться от мобилизации транслировалось в программах российского Первого канала, "Россия 1", "НТВ", а сам журналист выступал в студии или присоединялся к дискуссии по интернету "по инициативе российской стороны и за обещанное вознаграждение".