Миллиардеры не помогут
Несмотря на все заверения премьера Яценюка о том, что он только и делает, что раздает набранные предыдущей властью долги, в январе 2015-го внешний долг Украины перевалил за 600 млрд грн., а общий превысил 1,1 трлн грн. (см. Кстати).
Услышав эти цифры, коллега тут же внес "дельное предложение": всю задолженность можно было бы легко погасить, если бы на это благое дело согласились скинуться отечественные толстосумы. Думаю, подобная мысль не раз приходила в голову и нашим читателям, поэтому, пожалуй, для начала расставим точки над "і".
Дело в том, что даже если бы олигархи и согласились расстаться со своими кровными, это все равно страну бы не спасло - их денег уже просто не хватит! Судите сами. На 1 января 2015 года только внешний долг Украины составил $38,8 млрд. При этом общее состояние девятки украинских миллиардеров (да-да, именно "девятки", потому что десяти миллиардеров у нас уже нет!) вдвое меньше.
Возьмем для примера богатейшего человека страны Рината Ахметова. Если в январе 2013-го Bloomberg оценивал его состояние в $22 млрд, то в октябре 2014-го - уже в $10,5 млрд. Аналитики агентства пояснили такое стремительное падение событиями в Украине (основные активы Ахметова находятся в неспокойных Донецкой и Луганской областях) и кризисом на рынке металлов.
У прочих отечественных богатеев дела обстоят также не лучшим образом. И даже если все они в едином патриотическом порыве решат сброситься, то вместе с Ахметовым не наскребут и 20 млрд долларов!
Словом, долги придется отдавать нам. А также нашим внукам, правнукам и даже правнукам наших правнуков - правительство об этом уже позаботилось (см. Считалка "КП").
Надо взять еще, но пока не дают
Впрочем, то обстоятельство, что мы уже и так по уши в долгах, мало беспокоит как украинскую власть, так и международное сообщество. И те и другие хором уверяют: нам надо взять еще, а не то - дефолт!
"2014-й был ужасным для украинской экономики. ВВП упал, гривна обесценилась более чем на 50%, - констатирует авторитетное западное издание The Economist. - С подорожанием импорта вверх взлетела инфляция - до 25%. В отчаянных попытках поддержать гривну центральный банк выбрасывает на рынки наличную массу: валютные резервы государства обеднели с $16 млрд в середине 2014-го до неполных $7 млрд. Выплаты по займам на сумму менее $10 млрд, расчеты за импортный газ и полумертвый банковский сектор - все это означает, что Украине крайне нужны $20 млрд внешних кредитов".
Наше правительство и радо было бы взять пару десятков миллиардов, да только кто ж их даст? Ни для кого не секрет, что для того, чтобы кто-то дал денег, нужно для начала получить средства МВФ. А фонд тянет резину и не говорит ни да, ни нет.
- Во многом МВФ не хочет финансировать правительство Украины потому, что никто не желает иметь дело со слабой властью, - уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Уважают сильную и представительную власть, а не тех, кто привык жить исключительно за счет подачек кредиторов!
Сомнительный выход
Пока МВФ напряженно думает над почти гамлетовским вопросом "давать или не давать?", власти снова принялись искать, где взять миллиарды на усиление экономики и армии. И нашли! Правда, все эти "новые" предложения до боли напоминают старые, о которых мы уже слышали.
О том, что Украина вполне может потребовать от ЕС списания долгов по примеру Греции, велись активные разговоры еще осенью (подробнее см. В тему). Сейчас практически тот же самый "выход" нашел лидер Радикальной партии Олег Ляшко, инициировавший законопроект о реструктуризации государственного долга Украины. Нардеп убежден, что это позволит государству высвободить десятки миллиардов гривен и направить их на проведение глубинных реформ, возрождение национальной экономики и потребности обороны.
Однако эксперты говорят, что это возможно разве что теоретически.
- Нужно четко понимать, что даже если международные кредиторы и согласятся простить нам часть долга, они потребуют аналогичного списания по внутренним кредитам - хотя бы в тех же пропорциях, - отметил "КП" в Украине" экономист Всеволод Степанюк. - Однако вряд ли олигархи станут вводить сами себя в убыток, так что о списании внешних долгов можно вести разве что теоретические разговоры. Более вероятна сегодня реструктуризация долга. Мировая практика показывает, что выплаты по долгам, которые нужно было отдать в течение 2-3 лет, вполне могут продлить на 20-30 лет.
При этом исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко уточняет: реструктуризировать можно далеко не все кредиты.
- Например, кредиты МВФ или Всемирного банка реструктуризировать не получится, поскольку такой практики просто не существует, - говорит Устенко. - МВФ может выдать новый кредит на погашение старого, но это не реструктуризация. Можно реструктуризировать евробонды. Но, во-первых, это не решит всех проблем, а во-вторых, будет означать технический дефолт.
СЧИТАЛКА "КП"
Всерьез надеяться на то, что мы когда-нибудь сможем рассчитаться со всеми долгами, не стоит, однако нам никто не мешает сделать приблизительный расчет в стиле "если бы". Что было бы, если бы каждый год мы планомерно погашали некоторую сумму и при этом не брали ни копейки у кредиторов? Весь вопрос в том, какая это может быть сумма.
Опрошенные эксперты единодушны: отдавать ежегодно даже 1% ВВП - задача практически непосильная, и гораздо более реальной выглядит сумма в 0,5% ВВП. Да и то это возможно лишь в условиях, когда экономика будет расти. Учитывая, что на сегодняшний день государственный долг Украины уже составляет 70% ВВП и, по прогнозам экспертов МВФ, в 2015 году он будет только увеличиваться, получаем: при благоприятном развитии событий и растущей экономике нам понадобится минимум 140 лет, чтобы рассчитаться со всеми долгами.
В ТЕМУ
Большая разница
Сторонники идеи "прощаем всем, кому должны" не устают напоминать о мировом опыте, свидетельствующем о неоднократных случаях реструктуризации. В частности, чаще всего речь идет о списании долгов Польше и Греции. Однако эксперты советуют не увлекаться таким "мировым опытом", ведь между нашими странами большая разница.
- Главное отличие между греками и нами состоит в том, что они - в ЕС, а мы - нет! - говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - Финансовая система Греции включена в систему ЕС, так что Евросоюзу было проще помочь, чем пустить греческий кризис в свободное плавание.
К тому же сегодня этот "греческий опыт" играет против нас, добавляет экономист Андрей Мартынюк. Последние события в Греции в очередной раз показали, что, во-первых, к хорошему люди привыкают быстро. Во-вторых, греки явно не оценили широкий жест Евросоюза и добиваются очередного списания долгов. Так что вряд ли ЕС захочет наступить на те же грабли в случае с Украиной.
Что касается Польши, с которой так часто сравнивают Украину, то она действительно в 1990-м имела внешний долг почти в 50 млрд долларов. Однако стране удалось заключить соглашения не только о реструктуризации внешнего долга, но и списать часть задолженности.
- И снова в ситуациях есть существенные различия, - говорит Юрчишин. - Во-первых, тогда мировые рынки расширялись, а сейчас сужаются. Во-вторых, Польша демонстрировала рост экономики, а у нас происходит консервация. И, наконец, в Польше за евроинтеграцию выступали и левые, и правые - в стране не было раскола.