В Нидерландах создали первую в мире велодорожку, которая вырабатывает солнечную энергию

Скрестив велодорожку и солнечную батарею, голландцы сделали воздух чище, электричество – дешевле, а страну – известнее.

Представители компании TNO стоят на первых метрах уникальной велодорожки. Фото: struktonciviel.nl

Ни для кого не секрет, что голландцы являются большими поклонниками велосипедов. В этой стране делают все возможное, чтобы велодвижение приобретало все большее количество поклонников, ведь это самый экологичный и полезный для здоровья вид транспорта. В Нидерландах проложено около 7 тысяч километров велодорожек. Практически возле каждого учреждения есть стоянки для велосипедов. Через каждые 200 метров любой желающий может взять этот транспорт напрокат – примерно за 150-170 гривен в сутки. Кроме того, Нидерланды считаются ведущим государством в мире в области разработки и использования экологичных источников энергии.

Еще в далеком 2009 году энергетической компании TNO в голову пришла безумная идея о создании солнечных батарей. Дело в том, что в стране насчитывается около 450 квадратных километров дорог с твердым покрытием. И специалисты подумали, почему бы не покрыть их солнечными батареями, подобными тем, которые устанавливают на крышах домов? Однако, на деле, идея оказалось не такой уж и безумной.

6 октября 2014 года в городе  Кроммение в северной части Нидерланд начали прокладывать велосипедную дорожку (первую в мире!), застеленную солнечными панелями. Для начала планируют проложить 70 метров. Работы будут закончены 24 октября, а торжественное открытие запланировано на 12 ноября. В следующем году планируют продлить велодорожку еще на 30 метров.

В городе Кроммение в северной части Нидерланд начали прокладывать велосипедную дорожку. Фото: struktonciviel.nl

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Солнечные панели размером 2,5 на 3,5 метра являются как бы начинкой для стометровки. Сверху и снизу они покрыты сверхпрочным стеклом толщиной в сантиметр. Поверхность стекла пропускает солнечный свет. Голландцы уже провели испытания уникальной велодорожки на прочность. По ней проехались грузовики весом в 3 тонны, ее также испытывали стальными и мраморными пулями. Тестирование оказалось удачным: даже при сверхсильных ударах стекло не разбивалось, а лишь покрывалось мелкими трещинами. Однако, вероятность, что по такой дорожке проедется велосипедист весом в тонну – ничтожно мала. В настоящее время недостроенная дорожка уже обеспечивает электричеством светофоры–фонари на улице и технику в ближайших домах.

Голландцы испытывают новую велодорожку. Фото: struktonciviel.nl

Недостаток у таких батарей только один – они очень быстро загрязняются, поэтому дают энергии на 30 процентов меньше, чем солнечные панели на крыше. И в то же время, никому не мешая и не занимая лишнего места, эти батареи образуют мини-электростанцию в прямом смысле этого слово. Только задумайтесь, одна "солнечная" стометровка удовлетворит годовую потребность в электроэнергии трех домов общей площадью 7 000 километров квадратных. А представьте, если каждая страна в мире проложит такие велодорожки? И не сто метров, а десятки тысяч километров. А давайте пофантазируем, что через несколько десятков лет мир и вовсе может отказаться от электрической энергии. Сегодня такая идея кажется безумной, но всего 5 лет назад идея о создании "солнечных" велодорожек казалась не менее безумной. Но, тем не менее, она работает!

SolaRoad, de weg die zonlicht omzet in elektriciteit. from Mattheus Bleijenberg on Vimeo.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Оказывается, проект голландцев далеко не самый грандиозный в этой области. Хотя, он действительно может стать таковым, если голландцы покроют солнечными батареями все велосипедные дорожки в Нидерландах.

Еще более масштабной и безумной кажется идея, над которой работают специалисты из Великобритании. Проектом предусматривается строительство гигантского квадратного поля из солнечных батарей в пустыне в Тунисе. Но обеспечивать электроэнергией это поле будет именно британцев. Производимое в Северной Африке электричество кабелем будет бежать по дну Средиземного моря в Италию, а уже оттуда посредством обычных высоковольтных линий электропередач - в другие страны Европы. В их планах - начать получать электроэнергию из Африки уже в 2017 году, а в 2018 обеспечивать питанием 2,5 миллиона домашних хозяйств. Как сообщает BBC, Великобритания уже потратила 10 миллионов евро на подготовку площадки под строительство. Стоить "африканская электричество" на 20 процентов меньше, чем энергия отечественного производства. Если все пойдет по плану, к 2050 году ученые надеются полностью заменить нефть, газ и другие ископаемые углеводороды на солнечную энергетику.

Американская корпорация Lockheed Martin, которая специализируется на авиакосмической технике, в октябре 2013 год объявила, что ее исследователи совершили технологический прорыв в разработке нового мощного источника энергии. Работы над ним тайно велись на протяжении шести лет. Этот источник разработан на основе термоядерного синтеза. Первый компактный реактор компания планирует построить в течение года, а полноценный рабочий прототип — до 2020-го.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В пустыне Сахара установят огромную солнечную электростанцию

Создатели проекта ищут инвесторов.

Огромная солнечная электростанция в пустыне Сахара может вырабатывать энергию, достаточную для обеспечения 2,5 милионов домов в Великобритании. 
 
Проект TuNur, который будет расположен близ Туниса, займет 100 квадратных километров, а солнечные зеркала под управлением компьютера отследят перемещение солнца. Лучи будут направляться в сторону центральной башни.