"Летопись" осады Донецка: паника, постоянная канонада и ожидание штурма

5 июля бойцы Игоря Стрелкова (Гиркина) оставили Славянск и Краматорск и перебрались в столицу Донбасса. С тех пор город почти месяц находится на военном положении.

Летопись войны пишется слезами и кровью простых людей. Фото: REUTERS

Что происходило в этот период в стане воюющих и как переживают осаду мирные жители. 

5-11 июля: первые бои и первые ЧП 

Война

Десятки танков, множество БТР и другой техники в субботу днем уже были в Донецке. Ополченцы сразу же заняли общежития университетов и все выходные гуляли по городу. Вместе с бойцами переехали и командиры. К вечеру воскресенья Стрелков объявил, что он теперь живет в Донецке. В эти же дни "пришествие" случилось и в Горловке. Уже с понедельника на окраинах Донецка начались боевые действия, стрельба была слышна сразу в нескольких районах.

8 июля случилось большое ЧП - взрыв на шахте. По словам местных жителей, аккурат в пересменку шахтеров на территорию объединения упала авиабомба. Власти сообщают об обстрелах.

Мир

Горожане в панике. Долгое время люди надеялись, что война не придет в Донецк. Но вот она - отпечатки от гусениц на асфальте, на улицах больше автоматчиков, чем прохожих. На следующий день после "нашествия" из города уехала вся милиция - по официальному приказу главки переместили в освобожденный Мариуполь. Едут из города и мирные жители - только за неделю больше 7 тысяч выехавших. Для эмиграции дончане, как правило, выбирают Киевскую, Запорожскую или Харьковскую области. Тем временем президент Украины выступил с громким обещанием стабилизировать ситуацию в Донбассе за несколько месяцев. 

12-18 июля: крушение "Боинга" и первые жертвы среди населения 

Война

Главное событие этой недели - крушение "Боинга-777" "Малазийских авиалиний" под Торезом. Борт летел из Амстердама в Куала-Лумпур. Позже докажут, самолет упал из-за попадания в него ракеты. Однако откуда и кем она была выпущена, разбираются до сих пор. На борту было 298 человек, погибли все.

В середине недели - трагедия в приграничном городе Снежное: из-за обстрелов там рухнул подъезд жилого дома. Под завалами погибли 11 человек, раненых - 8. Взрыв произошел ранним утром.

То и дело гремят взрывы на железной дороге. На воздух взлетают железнодорожные мосты и куски полотна. Поезда задерживаются, останавливаются, идут в обход, но продолжают курсировать. В Донецке постоянные обстрелы. Больше всего страдают окраинные районы. Во время боев в соседней Марьинке под обстрел попала шахта "Трудовская" - почти одновременно там погибли 9 мирных жителей. Не прекращается стрельба в районе аэропорта. Ее слышно уже по всему городу. В сутки в Донбассе штаб АТО регулярно фиксирует больше 20 атак на свои силы.

Мир

Из Донецка уехал последний руководитель. Из-за угроз в свой адрес эвакуироваться в Киев вынужден был мэр Александр Лукьянченко. Тут же записал видеообращение к дончанам, где заявил: работать не перестанет, постоянно будет на связи, в Киеве займется лоббированием донецких вопросов.

"ДНР" вводит военное положение. В чем оно заключается, рядовым дончанам не понятно. Только один пункт звучит конкретно: комендантский час с 23.00 до 6.00. Через несколько дней после этого в "республике" объявляют: свои полномочия сложил "спикер Верховного совета" Денис Пушилин. Сам лидер в соцсетях скромно написал: нашел работу в Москве. В Донецке тем временем заморозили пенсии. С зарплатами перебои - большая часть работников не выходит в офисы, проблемы и с обналичиванием денег - банки массово закрылись, в банкоматах почти не осталось купюр.

19 - 25 июля: стреляют постоянно, люди массово бегут 

Война

Обстрелы в городе и за его пределами иногда утихают только днем. Больше всех страдают приближенные к аэропорту и железнодорожному вокзалу районы. "ДНРовцы" вовсю окапываются на въездах в город. Сколько блокпостов в Донецке, посчитать никто не может. Без кордонов не выедешь даже на объездную дорогу или в город-спутник Макеевку. Ополченцы продолжают сбивать военные самолеты - только за один день два Су-25 превратили в горящие осколки. Пилотам удалось катапультироваться. Каждый день в области гибнет не меньше 10 мирных жителей.

Мир

Вместе с войной над областью нависает и другая опасность - экологическая катастрофа. Специалисты предупреждают: ядовитыми выбросами грозит Авдеевский коксохим, который в эти дни под постоянными обстрелами и уже пережил пожар. В самом Донецке нарастает паника. Люди продолжают массово уезжать, а те, кто остался, обживают ближайшие бомбоубежища. День ото дня в магазинах все скуднее выбор - поставщики попросту не доезжают до областного центра. Впрочем, в мэрии успокаивают: пока ситуация с продуктами прогнозируемая, основные товары есть. 

26 июля -1 августа: "ДНР" объявила осадное положение

Война

Самые горячие точки области - Горловка и Шахтерск. Там уже десятки погибших мирных граждан. В АТО сказали: как только возьмут Горловку, откроется путь на Донецк. Тут тоже настоящая война, снаряды падают в самое сердце города. Три мины залетели в пруды в парке Щербакова, разрушили несколько домов. Людей эвакуируют из центральных районов. В ООН подсчитали: за все время АТО погибли как минимум 1129 мирных жителей, пострадали 3442.

Мир

В Донецке "ДНР" объявила осадное положение. Уехать из города сейчас - настоящая проблема. На блокпостах контроль все жестче. Из-за боев поезда не доезжают до Донецкого вокзала. Опасны или закрыты соседние станции - Ясиноватая и Авдеевка. На поезда в Киев и Москву пассажирам советуют ехать в Мариуполь. Всем остальным - ждать. Поезда нещадно опаздывают, так как вынуждены "делать петли" - к примеру, в Крым едут через северные Славянск и Краматорск.

В Донецке начали давать пенсии. За выплатами дончане ходят утром и компанией. В городе сейчас в сутки происходит по несколько десятков грабежей, угонов машин, квартирных краж и похищений людей. На порядок больше убийств. А милиции нет. Из Донецка уехал еще один "республиканский" лидер - "премьер-министр" Александр Бородай. Официально - проследить, как принимают беженцев в России. Между тем в "ДНР" активно обсуждают надвигающийся новый раунд трехсторонних переговоров. Его запланировали провести в Минске. На этот раз без Виктора Медведчука. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Что же мы делаем со своей страной? 

Цитировать лидеров, людей, которых в определенных кругах называют сепаратистами, не принято. Тем не менее иногда они говорят разумные вещи, о которых по неведомым мне причинам предпочитает не распространяться официальный Киев.

- Сейчас уничтожается инфраструктура двух крупнейших областей Украины, являющихся своеобразным скелетом для экономики страны, - на днях заявил Александр Ходаковский, командир бригады "Восток".

И дело даже не столько и не только в угрозе разрушения и остановке крупнейших заводов региона. Рушится все. Каждый день - это отступление на год назад. Минимум. Самый показательный  пример - аэропорт имени Сергея Прокофьева, построенный к Евро-2012. Сейчас на его месте руины. И если разбомбленный терминал - всего лишь картинка, то уничтоженная лучшая в Европе взлетка, радиолокационная вышка и коммуникации - это те объекты, на которые потрачены миллиарды народных денег. Восстановить их будет очень проблематично. Да и никто сегодня за это не возьмется. С каждым залпом "Града" (не важно, откуда он производится) мы убиваем сами себя. Свое настоящее, свое развитие, свою веру в какое-то перспективное будущее. Я уже молчу о десятках взорванных мостов, километрах поврежденных железнодорожных путей и, казалось бы, такой мелочи, как "убитые" гусеницами танков автодороги.

Но есть и еще одна беда в нынешней катастрофической ситуации, которая у нас как бы никого не волнует. Человеческий фактор и его потенциал. На днях Министерство образования заявило: никаких льгот при переводе студентов из Донецка в другие вузы не будет, все по правилам мирного времени. А вот соседи с севера "подсуетились" - создали специальную программу для учащихся из Донбасса с дополнительными бюджетными местами, льготами и прочими привилегиями. Вот так.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Война: Тысячи жителей Шахтерска оставляют дома, вывозят только документы и престарелых родителей

Небо окутано черным дымом и очень страшно смотреть назад, где остается дом, вещи, воспоминания о лучших годах жизни. Под звуки громыхающих взрывов люди из города Шахтерска садятся в неизвестные им автобусы и едут туда, куда везут – лишь бы подальше от войны, которая пришла и в их город.