Кравчук и Шушкевич: "Украина получила независимость законно. А если Путин знает, в чем нарушение, пусть скажет об этом"

Экс-президенты Украины и Беларуси прокомментировали высказывание Владимира Путина об Украине.

Кравчук прокомментировал слова Путина. Фото: Максим ЛЮКОВ

Российский президент Владимир Путин считает, что Украина не совсем законно вышла из состава Советского Союза. Озвучил это лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, который в среду побывал с Москве. Он говорил с Путиным по телефону в присутствии экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
 
- Владимир Путин сказал: что самопровозглашение независимой Украины не совсем соответствовало советским нормам, предусматривающим процедуру выхода из состава СССР, - пересказывал Мустафа Джемилев одну из тем их получасовй беседы.
 
Эту фразу в штыки восприняли и бывший президент Украины Леонид Кравчук, и экс-президент Беларуси Станислав Шушкевич – два оставшихся в живых участника событий Беловежской пуще.
 
Станислав Шушкевич: "У нас были все права" Вместе с президентом России Борисом Ельциным они долго ломали голову, как оформить распад Советского Союза. Все были за независимость каждой отдельной страны. Как рассказал "Комсомольской правде в Украине" Станислав Шушкевич, Ельцин часто приговаривал: "Берите свободы сколько хотите, только подумайте, сможете ли ею управлять".
 
- Когда мы собирались в Беловежской Пуще обстоятельства были форс-мажорными. Больного надо было лечить скорой помощью! - вспоминает Станислав Шушкевич. - Мы представляли всех тех, кто образовывал Советский Союз. Поэтому были вправе принимать решение.
 
На тот момент, в союзных республиках, и в Украине тоже, уже вовсю шли референдумы о независимости. Это первый шаг к отделению республики. Второй – ратификация местными советами депутатов, а третий и последний – ратификация всесоюзным парламентом. Но на тот момент от Союза остались лишь огрызки, всесоюзного парламента в полном составе не существовало.
 
- Поэтому мы не могли пройти юридическую процедуру по всем запятым, надо было ждать годами, - продолжил Станислав Шушкевич. – Но если бы мы приняли неправомочное решение, то его бы не ратифицировали парламенты, а они все дружно голосовали. Самые известные юристы, независимые комиссии, называют Беловежское соглашение шедевром дипломатии  конца 20-го века.
 
Кстати, Станислав Шушкевич без симпатии относится к нынешнему руководству России. Он считает, что ситуация в Крыму закончится не скоро, и украинский Крым станет подобием грузинской Абхазии и молдавского Приднестровья.
 
Леонид Кравчук: "Никаких замечаний к позиции Украины быть не может" Леонид Кравчук тоже с тревогой наблюдает за Крымом  и тоже уверил "КП", что Украина выходила из состава СССР, соблюдая все процедуры.
 
- Все было в соответствии с законами и Конституцией СССР, где сказано, что каждая нация имеет право на самоопределение, вплоть до отделения. Если Путин знает, в чем нарушение закона, то пусть скажет об этом! - считает Леонид Кравчук.
 
Он вспоминает, что каждую формулировку и позицию договора выверяли до запятой, сверяли с нормами международного права.
 
- Борис Ельцин тогда с собой привез около сотни работников, среди них была большая юридическая группа. Его признали в мире, в России, - рассказывал "Комсомольской правде в Украине" Леонид Макарович. – Так что, при всем моем уважении к Владимиру Путину, никаких замечаний к документу и позиции Украины быть не может.
 
Кстати, по словам Леонида Кравчука, не впервые в России поднимается тема неправомочного отделения Украины.
 
- Они задаются вопросом, были ли документы подготовлены про выход, соблюдена ли процедура выхода из Советского Союза, - размышляет Леонид Кравчук. – Такой процедуры не было. Советский Союз и Компарти даже в страшном сне не могли себе представить, что кому то придет в голову мысль выйти из Союза. Не было механизмов. Потому мы использовали нормы Конституции и международного права. А дальше была ратификация, и мы выполнили все процедуры ратификации.
 
Он напомнил, что договор о независимости Украины признали все страны мира, в том числе Россия. И никто в мире теперь не вспоминает о юридических тонкостях разделения Союза, кроме Владимира Путина.