Мы публикуем вторую часть откровений одного из лучших защитников Украины в футболе, которому исполнилось 30 лет. Первая часть интервью - здесь.
"Если нужен Шевченко, готов играть за сборную"
- Шахова вызывают в сборную. С вами Андрей Шевченко разговаривал?
- Нет, никто из представителей тренерского штаба со мной не разговаривал. Но я ко всему подхожу с пониманием. Я профессионал, я должен работать, мне нужно играть. Если Шевченко я буду нужен, я всегда готов помочь. Но я понимаю, что у каждого тренера есть свой подход, свое видение, кроме того, есть перспектива команды.
Но если говорить о моем желании, то оно есть, и никуда не девалось. Было время, когда я выпал из-за травм, и мне не хотелось не говорить, не думать о сборной. Было сложно, хотелось просто играть. Но сейчас я готов приехать в национальную команду. Мне всегда было приятно играть за сборную, почетно представлять свою страну.
"Шахтер" был как виртуальная реальность"
- Как вы в целом оцениваете свою карьеру?
- Я думаю, что мне пока рано подводить итоги, что-то просчитывать, вспоминать. Победы бывают разные, есть на футбольном поле, есть в жизни. Для меня главная победа – то, то, что я преодолел сложный период, я играю на высоком уровне, в хороший футбол. У меня есть амбиции в футболе, и я не хочу оглядываться назад. Вот когда амбиций уже не будет, тогда нужно заканчивать.
- Когда вы поняли, что футбол останется в вашей жизни надолго?
- Не было такого одного момента. Сначала просто хотелось играть, побеждать, я много работал, тренировался, а потом вдруг осознаешь, что ты же уже играешь на профессиональном уровне, появляются новые нюансы, новые желания.
- Кто вас пригласил в "Шахтер"?
- В "Шахтер" я попал в 2002 году с подачи тренера Юношеской сборной, за которую я тогда играл, Луценко Валентина Трофимовича. Он меня посоветовал, меня взяли в "Шахтер-2". Я до этого был во Львовском спорт-интернате, у меня закончился 10-й класс, и Валентин Трофимович отвез меня в "Шахтер". Для меня это была как виртуальная реальность. Я очень благодарен всем, кто работал со мной в интернате, это было невероятное место, мы работали с профессионалами, но когда это государственное учреждение, то условия для тренировок, восстановления – хорошие, но не фантастические. А "Шахтер" превосходит стократно все ожидания. Инфраструктура, подход, отношение – это все было невероятным. И за те годы, что я был в "Шахтере", я видел, как клуб растет, развивается, и это было очень круто, и приятно ощущать себя частью такой команды, которая превратилась в такую машину, команду, которая превратилась в одну из сильнейших команд Европы. Мы выиграли Кубок УЕФА, играли за Суперкубок УЕФА с "Барселоной" и выглядели достойно. А когда играешь на равных с лучшей командой мира, это очень хороший показатель. Это было незабываемое время для меня.
"Луческу сказал: "Ребята, мы станем обладателями Кубка УЕФА"
- Андрей Пятов сказал, что Луческу был уверен в том, что "Шахтер" выиграет Кубок УЕФА и вселил в команду уверенность. У вас какие воспоминания о том матче, том сезоне?
- Я очень хорошо помню тот день. Луческу сказал: "Ребята, сегодня вечером мы станем обладателями Кубка УЕФА. Такие матчи выигрывают". Луческу очень сильно себя вел. Он не показывал никакого волнения. Он сказал нам, что мы сильнее и мы сможем сделать все, о чем договаривались. И мы выиграли. Мы весь тот еврокубковый сезон шли от матча к матчу, все былог постепенно, никто не забегал вперед, не делал никаких заявлений. Мы осенью играли в группе Лиги чемпионов, проиграли "Спортингу" и опустились на третье место, которое отправляло нас в Кубок УЕФА. И после игры в раздевалку зашел президент и стал нас успокаивать: "Ребята, почему вы повесили головы? Возможно, мы должны были оказать в Кубке УЕФА, чтобы выиграть этот турнир". И я очень запомнил этот турнир. В 1/16 финала мы прошли "Тоттенхэм", я просто подумал: "Ну, хорошо, идем дальше". А потом 1/8-я финала, четвертьфинала, полуфинал, и вот мы уже в финале. Казалось, неужели, мы прошли этот путь. Не верилось, что оставалось просто поставить точку в этой невероятной истории.
- Кто такой Мирча Луческу для Дмитрия Чигринского?
- Это человек, который по сути сделал из меня футболиста. Он дал мне возможность играть в "Шахтере", в еврокубках. Луческу как тренер знает все, хотя он очень жесткий тренер, даже в какой-то степени диктатор, но это его подход, он пытался выжать максимум из каждого из нас, потому что он приемлет только максимальный результат. В плане отношений, психологии, и как тренер, он научил меня многим вещам, дал мне уверенность в себе, даже когда у меня не все получалось, он продолжал со мной работать, доверять мне. Я многим обязан Луческу.
"Барселона" оценивала меня в 10 миллионов"
- Как вы воспринимаете тот факт, что вы до сих пор остаетесь самым дорогим украинским футболистом?
- Мне чужда какая-либо демонстративность, я к этому всегда относился спокойно. Если говорить конкретно о той ситуации, то это было закрытие трансферного окна, "Барселона" не готова была платить такие деньги, они меня точно не оценивали в 25 миллионов евро. Переговоры начинались с 10 миллионов евро, что в принципе было нормально. Но мы выиграли Кубок УЕФА, мы играли на высоком уровне и все это влияло на ход переговоров. И была реальная заинтересованность. Мне звонил Гвардиола, мы общались, он говорило, что видит во мне футболиста, который ему нужен, говорил, что они стараются осуществить этот трансфер. И уже, когда закрывалось трансферное окно, они сделали это последний рывок. Из-за этого цифра и получилась в 25 миллионов. Но у меня нет сомнений, что эту цифру перебьют. Кто бы что не говорил, но у нас есть очень много хороших игроков, с большим потенциалом, которые будут играть в Европе. Это вопрос времени.
- Спустя время, вы уже осознали, почему у вас не получилось закрепиться в "Барселоне"?
- В футболе все очень просто. Если ты показываешь уровень – ты играешь, если нет – то нет. Почему не получилось? Нужно понимать, какая это команда. Если в "Барселону" приходят футболисты с именем и не могут там задержатся, то что говорить об игроке из чемпионата Украины. Да у меня был опыт, но когда я пришел, я не прошел предсезонную подготовку с командой, а сразу попал в это горнило "Барсы". Это очень специфический клуб, ты должен сразу показывать результат, ждать здесь не будут. Правда состоит в том, что если ты на несколько месяцев выпадаешь из игры в "Барсе", то это чревато. Рассчитывают на тех, кто играет. Пуйоль и Пике? Это невероятные футболисты, профессионалы. Но не они главная причина того, что я не заиграл. К "Барселоне" нужно быть готовым, когда я пришел, я не был на 100% готов сразу играть. Кроме того, думаю, что та сумма, которую за меня заплатили, сыграла против меня. Когда человек приходит с таким ценником, и таким вниманием, от него сразу требуют показывать сумасшедшую игру. А когда игрок приходит тихонечко, когда есть время на адаптацию, и нет огромных ожиданий от тебя, тогда легче справится.
"Гвардиола – футбольный маньяк"
- Правда, что Гвардиола, несмотря на свой образ интеллигентного человека, очень категоричен и не прощает ошибок?
- Одно дело, быть интеллигентным человеком, а другое дело – быть победителем. Чтобы быть победителем, нужно быть требовательным к себе и другим, быть жестким. И Гвардиола в этом плане – не исключение. Он работает в больших командах, с большими футболистами, и многие звдезды лишаются места в это командах, а для того, чтобы принимать такие решения, нужно быть твердым, чтобы отстаивать свои убеждения. Хорошие манеры человека и его манера общаться, готовят о нем, как о воспитанным человеке. Как о тренере, о нем говорят результаты, а что за ними стоит многие могут лишь догадываться. Все большие тренеры – футбольные маньяки. Без фанатизма очень сложно достичь результата.
- У вас были возможности не возвращаться в "Шахтер"?
- Я не хочу говорить, что возвращение в "Шахтер" было ошибкой, да, вероятно можно было уйти в другой клуб, но я пообещал президенту "Шахтера" Ринату Ахметову, что вернусь. Мог ли я остаться в Испании? Да. Я не хотел бы рассказывать, чтобы это не выглядело по-дурацки, но как минимум об одном предложении я точно знаю.
"Мой стиль – способ самовыражаться"
- Женя Левченко как-то называл вас самым стильным футболистом Украины. Как вам такое признание?
- Женя мой хороший друг, но он, к сожалению, не последняя инстанция, которая определят, кто стильный, а кто не очень. Мне лестно то, что сказал Женя, если я номер один в это личном рейтинге, я рад. Я думаю, что это вопрос личного комфорта, личных ощущений.
- Но вас в майке и кедах никогда не увидишь…
- Мой стиль – это тоже моя возможность самовыражаться. Отношение к одежде у меня не потребительское. Мне нравится эстетика определенных марок. Мне нравится поход, философия бренда. Именно так я подбираю одежду для себя.
"Профессионализм состоит из мелочей"
- Чем бы планируете заниматься после окончания карьеры?
- Мне пока сложно об этом рассуждать, мне хочется быть непосредственным участником футбольного процесса, играть. Функционером, мне кажется, я бы не смог быть, мне нужна активность, я не могу сидеть в кабинете. У меня такой склад ума, такой подход ко всему, что я стараюсь анализировать все, что со мной происходит. Я всегда старался отмечать для себя работу разных тренеров, разные подходы, я все хорошо помню. Но я не знаю, буду ли я это использовать, или переключусь на что-то другое. Сейчас для меня важно получать удовольствие от футбола.
- Слава Шевчук пытается продлить свою футбольную молодость, не кушая мясо, отдыхая днем. Что делаете вы?
- Это нужно было Славу спросить, кто его подсадил на эту систему! Мы с ним вместе жили на базе в "Шахтере", и у нас был очень профессиональный подход. Мы кушали практически одинаково, старались спать после обеда и если кто-то просыпался, то вел себя тихонечко, чтобы не разбудить соседа. Все было технично. Но я не думаю, что это что-то экстраординарное. Я профессионал, а профессионализм состоит из мелочей: это и питание, и тренировка, и сон. Я это часть футбола, и я знаю, что это правильно, от этого зависит мой результат уже сейчас, а не когда-то в перспективе.
В ТЕМУ
Счастлив с украинской моделью Надей Шаповал
1 сентября 2015 года Дмитрий Чигринский женился на известной украинской модели Наде Шаповал. Пара не афишировала свои отношения, а на свадьбу ребята пригласили только самых близких друзей.
- Я честно говоря, стараюсь семью не обсуждать. Я и Наде об этом говорил. Это наше сокровенное, наша семья. Я стараюсь ее нигде не упоминать, и она тоже не рассказывает о наших отношениях.
- Вы романтик?
- Мне кажется я человек достаточно сдержанный и стараюсь держать эмоции внутри. Конечно, я переживаю, но для меня тяжело делиться чем-то личным, проявлять свое отношение. Я думаю, что Наде хотелось бы от меня больше эмоций, больше проявлений любви.
- Надя с вами в Греции?
- Она работает в Украине, в Киеве, но она достаточно часто ко мне приезжает. Так что сейчас ей приходится жить между двумя странами.