Мобилизация автомобилей для военных нужд – такая норма рядом с другими есть в новом законе о мобилизации, который вступит в силу 18 мая. Как она будет действовать и кто под нее будет подпадать - в вопросах и ответах сайта Коротко про.
Нет. Это военно-транспортная обязанность, предусмотренная как старым законом о мобилизации и мобилизационной подготовке, так и законом о правовом режиме военного положения.
Положение о военно-транспортной обязанности было утверждено Кабинетом министров в 2000 году, последние изменения в него вносились в апреле 2023 года. Закон, вступающий в силу 18 мая, лишь уточняет и конкретизирует определенные нормы военно-транспортного долга.
Военно-транспортная обязанность введена с целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований.
В мирное время она предусматривает проведение мероприятий, связанных с военным учетом транспортных средств и техники, и обеспечение их готовности к работе в условиях военного положения.
В особый период – безвозмездная передача предприятиями, учреждениями, гражданами транспортных средств и другой техники, которая может быть использована военными или для строительства фортификационных сооружений.
При этом владелец транспорта не лишается своих прав. Передача временная – на время действия военного положения. Военным запрещается перегонять транспортное средство в другой регион (например, из Харьковской в Днепропетровскую область) и сдавать его в долгосрочную аренду.
Любую, если она будет полезна в условиях военного положения. Легковые автомобили, плавсредства, железнодорожные платформы, сельскохозяйственная, загрузочная, строительная техника закон объединяет одним понятием “транспортные средства”.
Временно изымать ТС у владельцев имеют право ТЦК и СП, СБУ, разведывательные органы, но не хаотично. Изъятие происходит исключительно на основании решений местных государственных органов власти. Во время действия военного положения это военно-гражданская администрация.
В законе говорится, что изъятие транспортных средств будет происходить на основании составления актов приема-передачи, содержащих сведения о владельце, техническом состоянии ТС, остаточную стоимость и данные, позволяющие машину идентифицировать.
Впрочем, в интервью " Телеграфу " член комитета РО по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Федиенко отметил, что еще должно быть постановление Кабинета министров, которое будет определять, что "это будет делать суд и только на добровольной основе".
- Возможно, это его личное предположение, потому что военно-транспортная обязанность не предполагает участия суда, ведь возможность изъятия распространяется не только на физических, но и на юридические лица всех форм собственности, - отмечает юрист Игорь Зорин.
Марки и модели в законодательных актах не указаны, но логично, что для фронта требуются машины с высокой проходимостью.
– Как правило, это минивэны, джипы, габаритные автомобили, – говорит адвокат юридической компании "Волк и партнеры" Юрий Байда.
Закон содержит следующую норму: "Не подлежит передаче Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям транспортное средство, принадлежащее на праве собственности гражданину, в случае отсутствия у него права собственности на другие транспортные средства".
То есть - нет.
Закон не различает виды транспортных средств. Речь идет об одном или двух. Следовательно, де-юре могут, но очевидно, что назначения ТС разные, и объединяет их только способ, в который владелец зарабатывает на жизнь.
– Поэтому сейчас дать определенный ответ никто не может. Надо подождать подзаконного акта Кабинета министров, где должно быть разъяснение, говорят в компании "Волк и партнеры".
Сам закон вступает в силу 18 мая, однако переходные положения предполагают, что в течение восьми месяцев МВД должно предоставить ТЦК и СП сведения о зарегистрированных транспортных средствах, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ и других военных формирований в особый период. Такая же задача по водному транспорту поставлена перед Мининфраструктуры и Государственной службой судоходства.
Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей должна предоставить в терцентры комплектования сведения о зарегистрированных тракторах, самоходных шасси, сельскохозяйственных, дорожно-строительных машинах, сельскохозяйственной технике, которые могут понадобиться ВСУ.
Нет. Законом предусмотрены лимиты – предельно допустимые объемы безвозмездного изъятия транспортных средств и техники. Предприятие передает их из частичного наряда. Это мобилизационная задача, в которой указан порядок, пункты и сроки передачи. Подписывают частичный наряд и скрепляют его печатями глава местной госадминистрации и руководитель терцентра комплектования.
30 календарных дней с момента объявления демобилизации.
Положение о военно-транспортной обязанности предусматривает, что владельцы ТС должны обратиться с заявлением о его возвращении в ТЦК и СП, который осуществлял мобилизацию. Командиры воинских частей, где находилась техника, должны обеспечить ее заправку и доставку или оценку объема ущерба, если таковой был нанесен.
Возврат происходит на основе составления акта, к которому прилагается экспертное заключение об оценке имущества.
Да, право на компенсацию предусмотрено как для юридических, так и частных лиц. Согласно Положению о военно-транспортной обязанности, компенсация осуществляется за счет государственного бюджета в течение пяти следующих бюджетных периодов после объявления демобилизации. То есть в течение 5 лет.
- Заявление на компенсацию также следует подавать в ТЦК и СП, приложив акт приема-передачи, акт о возврате или выводе о выплате имущественного ущерба за уничтоженное транспортное средство или уничтоженную технику, - говорит юрист Игорь Зорин. – Задержки выплат связаны с тем, что Минобороны должно заложить средства на компенсации в бюджет.
Во время войны ничто не исключается, но отступление от правил военных будет расцениваться как нарушение закона. В Государственное бюро расследований следует подавать заявление об уголовном преступлении. В ДБР уже отчитались, что в суд передано дело в отношении должностного лица Центрального объединенного районного терцентра комплектования Запорожья.
В марте 2022 года военком, отвечавший за мобилизацию транспорта, с вооруженным сопровождением пришел на автостоянку и без всяких оснований изъял оттуда четыре грузовика и микроавтобус, от которых у охраны были ключи. За превышение служебных полномочий должностному лицу грозит до 12 лет тюрьмы.