Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
3 мая
Загрузить еще

Законопроект №5600 хотят принять по ускоренной процедуре: чем это грозит украинцам

Законопроект №5600 хотят принять по ускоренной процедуре: чем это грозит украинцам
Фото: Полищук Максим / УНИАН

После того как парламент принял Закон «Об олигархах», следующий важный документ, который вынесут на рассмотрение, будет так называемый ресурсный, или «антиахметовский» законопроект. Правда, как шутят сами депутаты, этот документ направлен не столько на увеличение сбора средств с олигархов, сколько с простого народа, а значит – каждый из нас немного олигарх. При этом правительство фактически шантажирует депутатов тем, что без принятия законопроекта 5600 не получится сбалансировать бюджет на 2022 год, хотя экономисты с этим совершенно не согласны.

«КП в Украине» разбиралась, в каком виде документ пришел на второе чтение и как его будут рассматривать нардепы.

Что подготовили ко второму чтению

Всю прошлую неделю профильный комитет парламента рассматривал законопроект 5600 и убирал из него самые резонансные нормы. И если после первого чтения он выглядел настолько устрашающим, с точки зрения обывателя, что даже «слуги народа» отказывались голосовать за него, опасаясь народного гнева, то ко второму чтению от ряда самых одиозных налоговых изменений решили отказаться.

Так, законопроект предлагал ввести НДС на продажу квартир в новостроях. Застройщики говорили, что цена квадратных метров из-за этого вырастет. Причем подорожали бы квартиры сначала на первичном рынке, а потом и жилье в старых домах. В итоге, депутаты решили все-таки отказаться от этой нормы.

А вот фермерам не повезло. Во-первых, законопроект №5600 предполагает введение так называемого минимального налогового обязательства (МНО) для владельцев земельных участков. После первого чтения предполагалось, что если у вас есть любая земля сельхозназначения, то за каждый год в качестве налога предлагается платить около 5% от нормативной денежной оценки земельного участка (в среднем это около 1500 грн в год). Но потом решили, что такой налог будут брать только с земли сельхозназначения, которая не находится в пределах населенного пункта. То есть фактически от уплаты налога избавили владельцев огородов. А вот владельцы сельхозпаев будут платить налог – чаще всего такая земля находится вне населенных пунктов.

Также депутаты решили, что нужно ввести дополнительный налог для тех фермеров, которые выращивают овощи или фрукты на продажу.

Если человек продает в год сельхозпродукции на сумму от 12 минимальных зарплат (сейчас это 72 тыс. грн), он вынужден будет платить два налога - 18% (НДФЛ) и 1,5% (военный сбор).  Правда, депутаты сами не понимают, как будут эту норму администрировать налоговики – ведь определить, сколько овощей и фруктов продал за год фермер, достаточно сложно.

Есть в документе и дополнительный налог на тех, кто продает три и больше квартир в течение одного календарного года, а также сюрпризы ФОПам и ряд других новшеств. 

Олигархи не пострадают

А вот олигархов, против которых он якобы и принимается, законопроект, скорее всего, не затронет. Дело в том, что его разрабатывали, когда железная руда стоила около 200 долларов за тонну. Поэтому в правительстве предложили ввести ставку налоговой ренты, которая будет меняться в зависимости от уровня цены на сырье: если тонна руды стоит менее $100/т, то придется платить 3,5%, от 100 до 200 долл./т - 5%, если цена превышает 200 долларов за тонну - 10%.

Но пока депутаты готовили документ ко второму чтению, цены на руду в мире резко обвалились. На этой неделе биржевые котировки опускались ниже 100 долларов. И падение может продолжиться. Виной всему ситуация на строительном рынке Китая, где у второго по величине застройщика возникли финансовые трудности, что грозит падением всей строительной отрасли Поднебесной. В такой ситуации спрос на металл будет сокращаться, что приведет к падению цен. 

А при низких ценах на руду дополнительные налоги с олигархов будут чисто символическими. Депутаты констатируют, что вместо сбора дополнительных налогов с олигархов за все заплатит простой народ, а также мелкий и средний бизнес.

- За счет налогов на физлиц хотят собрать в 2022 году плюс 23 млрд грн, а вот с налога на предприятия всего плюс 18 млрд, с ренты вообще всего на 3,4 млрд грн больше, - говорит депутат Ярослав Железняк.

Бюджетный шантаж

Для того чтобы депутаты проголосовали за законопроект 5600, да еще и по сокращенной процедуре, в правительстве придумали интересную фишку. При подготовке бюджета на 2022 год в Минфине заявили, что ряд расходных статей возможен только при условии принятия ресурсного законопроекта, а если его прокатят, то и денег на хорошие начинания не будет.

При этом эксперты критикуют законопроект 5600 и говорят, что особых доходов в бюджет следующего года он не даст. Поэтому привязывать голосование по нему к проекту бюджета не стоит.

- Привязка части статей к принятию законопроекта №5600 выглядит как низкопробный шантаж депутатов Минфином.  При этом уже сейчас очевидно, что дополнительные 30 млрд грн за счет этого законопроекта Минфин в следующем году не соберет. Сейчас руда упала в цене ниже 100 долларов, а удар кувалдой по фермерам с поднятием стоимости платежей за землю в 4-5 раз – отложен до 2023 год. Поэтому поступлений в 2022 году от них не будет, - говорит экономист Даниил Монин.

Проголосуют не читая?

В четверг, 23 сентября, «слуги народа» сняли с повестки дня законопроект 5600, потому что не хотят рассматривать все 11 тысяч правок к нему. По оценкам парламентариев, на это может уйти около шести месяцев работы. Поэтому провластные депутаты начали собирать подписи за то, чтобы рассмотреть документ по ускоренной процедуре. Для этого нужно набрать 150 подписей. Правда, такой вариант может стать поводом для оппозиции обратиться в Конституционный суд уже после голосования, чтобы обжаловать процедуру принятия.

Эксперты говорят, что не только депутаты, но даже экономисты не смогут в ближайшее время разобраться в том, какой вид принял законопроект ко второму чтению.

- Таблица ко второму чтению появилась на сайте парламента только в среду.  Не было текста ко второму чтению, а чтобы осилить таблицу с одиннадцатью тысячами правок, нужно потратить очень много времени. То есть фактически депутатам предлагается голосовать за кота в мешке. Сделать реальный анализ выносимой версии в зал за такое короткое время - невозможно. При этом дополнительных доходов в бюджет следующего года этот законопроект не принесет, но весь бизнес будет настроен против власти, - говорит Даниил Монин.

Экономист говорит, что бюджет к первому чтению разрабатывался исходя из данных, которые заложены в бюджетной декларации, но они существенно устарели. Более высокая инфляция откорректирует доходы в сторону увеличения.

- Бюджет разрабатывали, опираясь на некорректные данные по размеру номинального ВВП. Минфин предполагает, что ВВП 2021 года будет в размере 4,8 трлн грн и 5,369 трлн грн в 2022 году. Но с учетом огромной инфляции я оцениваю рост ВВП до 5,2 трлн грн  в 2021 году и до 5,9 трлн грн в 2022 году. Соответственно, больший объем экономики будет генерировать больше дополнительных налогов. Общие перевыполнения по доходам в следующем году я оцениваю на уровне 110 млрд гривен. В связи с этим нет никакой необходимости принимать законопроект 5600, - поясняет экономист Даниил Монин.

Экономисты говорят, что власть все делает неправильно: забирая деньги у граждан и бизнеса, она тормозит экономическое развитие страны. В свою очередь, провластные политики уверены в своей правоте и ищут новые способы залезть в карман гражданам и бизнесу, чтобы собрать побольше денег в бюджет. Так и живем.