Cергей РУДЕНКО (6 июля 2007)
Премьерский дубль

Премьерский дубль

Комментарии: 2
Не смотря ни на что, премьер всегда с оптимизмом смотрит в будущее.

Цыплят, как известно, по осени считают. Но этой осенью в Украине ожидается совсем другая арифметика. Если, конечно, досрочные парламентские выборы, о необходимости и нецелесообразности которых сказано одинаково много, все-таки состоятся.

С учетом непредсказуемости отечественной политики вероятность их проведения в сентябре (и вообще в обозримом будущем) по-прежнему далека от стопроцентной. Но пока что, как говорится, «процесс пошел», и подготовка к нему главными и не очень участниками внеочередного «забега» практически началась.

Если все пойдет по данному сценарию, то уже совсем скоро украинские избиратели кому-то «плюсом» дадут путевку в новую парламентскую жизнь. Ну а кому-то жирным «минусом» перечеркнут все грандиозные планы (а то и вообще политическое будущее).

Год назад впервые за всю новейшую украинскую историю власть в государстве была сформирована на основах парламентаризма - в революционных для страны реалиях парламентско-президентской республики.

Впервые Кабинет министров не назначался президентом, а выступал в роли наемной силы на службе у правящей парламентской коалиции. То есть на службе у украинского народа. Инициатором создания нынешнего парламентского большинства стала Партия регионов. Ее же представители во главе с Виктором Яну-ковичем составили костяк коалиционного правительства. Поэтому то количество голосов избирателей, которое достанется этой политической силе и ее лидеру, станет главной оценкой Конституционной реформы, давшей старт вышеупомянутым преобразованиям.

Что год минувший нам готовил

Джон Кеннеди в самом начале своего первого президентства как-то сказал: «Больше всего меня поразило то, что дела действительно были так плохи, как мы утверждали». Вряд ли Виктор Янукович, в августе 2006-го второй раз в жизни в качестве полноправного хозяина переступивший порог уже знакомого кабинета на Грушевского, 12/2, питал какие-то иллюзии относительно тех условий, в которых придется работать ему и его соратникам.

Еще в феврале прошлого года в своем выступлении перед отечественными и международными экспертами-экономистами он констатировал, что команда «майданных» псевдореволюционеров навязала стране популистскую политику, подорвавшую экономическую базу Украины.

В результате этой политики темпы роста отечественной экономики, лишенной возможности развития, снизились в несколько раз. Разговоры о реприватизации и бездумная ликвидация СЭЗ, технопарков и ТПР обернулись низким уровнем инвестиций.

Убытки предприятий, оказавшихся под двойным давлением (ценовым - по энергоносителям, а также налоговым), только за 8 месяцев 2006 года возросли более чем на 40%. При этом консолидированная прибыль осталась на прошлогоднем уровне, сужая покупательную способность на рынке инвестиционных товаров. «Газовый скандал» января 2006-го и последовавший за ним пересмотр соглашений повлекли за собой рост цен на энергоносители.

Развал ЖКХ, символом которого навсегда останется Алчевск, мог грядущей зимой обернуться катастрофой общегосударственного масштаба, поскольку из-за затянувшихся политических баталий (и связанного с этим «подвешенного» состояния предыдущего правительства) подготовка к зиме оказалась на втором плане.

В начале осени 2006 года Украина стояла на пороге топливно-энергетического кризиса. Цены на бензин и дизтопливо стремительно росли, а недостаточный объем газа в украинских газохранилищах обещал повторение истории не только с размораживанием отечественных населенных пунктов, но и с перебоями поставок газа для европейских потребителей.

А еще был дефицит госбюджета в 7 миллиардов гривен, имевший все предпосылки увеличиться до конца года до 10 миллиардов. Приостановлено финансирование целого ряда социальных программ, и была угроза резкого роста цены на хлеб, связанного с подорожанием топлива перед уборочной. За первую половину 2006 года задолженность по зарплате увеличилась на 10%. За январь - сентябрь 814 тысячам украинских граждан была насчитана зарплата ниже минимальной. Почти 3 миллиона человек получили зарплату ниже прожиточного минимума.

Подводя итоги уходящего года, Виктор Янукович позже скажет: «Мы, образно говоря, вскочили в поезд уже на ходу. Еще немного, и тот поезд возрождения экономики, поезд стабильности навсегда покинул бы Украину».

Провал экономический усугублялся неудачами во внешней политике. Причем как на восточном ее направлении, где отношения с Россией всего за полтора года стали наихудшими за всю историю двух независимых государств, так и на западном.

Лидеры ЕС начали откровенно уставать от назойливых, не подкрепленных никакими реальными действиями призывов распахнуть для Украины двери Евросоюза.

Мина для Кабмина

Конфликт, возникший в обществе после последних президентских выборов, не только не был ликвидирован, но и наоборот -перешел в новую, более активную стадию после выборов парламентских. Чему прямо способствовали откровенно провокационные действия «майданных» лидеров, направленные на дальнейшее разжигание гражданского противостояния. Для них, не сделавших никаких выводов из своего поражения весной 2006-го, главным по-прежнему оставалось не восстановление единства нации, а реванш любой ценой.

Пытаясь подвергнуть ревизии неутешительные для себя результаты народного волеизъявления, они с первых же дней работы нового состава парламента и правительства взяли курс на конфронтацию.

«Мы видим, как политические авантюристы пытаются создать в государстве атмосферу хаоса, безвластия, правового беспорядка с тем, чтобы добиться антиконституционного роспуска Верховной Рады. Радикальные неуравновешенные политические силы пробовали сорвать работу коалиции. Но поняв, что это им не удастся, они пытаются теперь спровоцировать гражданский конфликт».

Это отнюдь не иллюстрация к событиям последних месяцев. Это - оценка политической ситуации в стране, данная Виктором Януковичем в выступлении на заседании Верховной Рады Украины 25 июля 2006 года.

То, что происходит сегодня - лишь продолжение той войны, что была объявлена обанкротившимися политиканами своим оппонентам. А по сути - всему украинскому народу, отказавшему им в доверии. Привыкшие не считаться с чужим мнением и попирать закон, они по-прежнему готовы идти до конца - в том числе и до самого печального. Что, собственно говоря, можно наблюдать сейчас, когда ими последовательно разрушаются и дискредитируются главные державные институты, без существования и, главное, дееспособности которых государственность немыслима в принципе. В том, разумеется, случае, если имеется в виду демократическое государство, а не его тоталитарная противоположность.

Одним из самых заметных моментов этого противостояния, последствия которого смогли ощутить на себе миллионы простых украинцев, стала так называемая тарифная война - тщательно спланированная, рассчитанная на социальный взрыв.

В наследство от предыдущего Кабмина команда Януковича получила целый букет проблем: дефицит госбюджета в 7 млрд грн., небывалую задолженность по зарплатам, приостановку финансирования ряда соцпрограмм

Вначале на протяжении мая - июля предыдущим правительством были несколько раз подняты цены на энергоносители. А затем, уже на уровне местных советов, многократно повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Организованность этой акции наглядно доказали проверки, проведенные Генпрокуратурой и правительственной ценовой инспекцией: наиболее завышенными тарифы оказались в тех регионах, где местная власть формировалась оппозицией.

По результатам проверок, практически на 80% повышение было необоснованным. Факты свидетельствовали, что людей обворовывали за счет установления тарифов без экономического обоснования, неправомерного завышения в несколько раз объемов использования тепла, электроэнергии, воды и т.д.

Схожий сценарий был реализован и сравнительно недавно - когда в регионах, где теперь уже исполнительная власть в лице губернаторов представлена оппозицией (кстати, еще один из парадоксов нашего времени!), «внезапно» выросли цены на хлеб.

При этом, как выяснилось, мукомольные и хлебопекарные производства в этих регионах принадлежат представителям этих же политических сил, решившим нагреть руки на нынешней засухе. Заодно дав возможность своим партийным вождям поднять шумиху по поводу якобы возникшей угрозы для национальной безопасности и параллельно обвинив правительство в неспособности удержать ситуацию под контролем.

По большому счету

Тем не менее, вопреки всем объективным и субъективным трудностям, за сравнительно недолгий срок работы правительству Януковича удалось достичь определенных позитивных результатов. Благодаря успешным переговорам с российской стороной до конца 2006 года была сохранена прежняя цена на газ. А стоимость газа на следующий год (130 долларов за тысячу кубометров), по оценкам независимых международных экспертов, стала для Украины наиболее оптимальной.

Газохранилища были заполнены в срок и в необходимом объеме. Это обеспечило бесперебойное снабжение украинских потребителей в осенне-зимний период, а также четкое выполнение международных обязательств по транзиту газа в Европу. Сотрудничество правительства с нефтетрейдерами и переработчиками нефти позволило остановить рост цен на топливо. Уровень загрузки украинских нефтеперерабатывающих заводов вырос с 25% почти до 100%.

Введенные Кабинетом министров осенью 2006 года квоты на экспорт зерна позволили удержать под контролем цены на хлеб. Правильность такого шага получила дополнительное подтверждение нынешним летом, когда небывалая жара уничтожила половину посевов пшеницы.

Правительство достойно вышло и из ситуации с поднятием тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Проверки, инициированные Кабинетом министров, заставили местные власти пересмотреть тарифы в сторону их уменьшения. Цена на газ для населения была снижена почти на 18% - с 414 гривен за тысячу кубометров до 339 грн. На компенсацию роста тарифов для населения с низкими доходами из госбюджета было выделено около пяти с половиной миллиардов гривен.

Доказал свою действенность и объявленный Януковичем переход «от евроромантизма к европрагматизму». Его многочисленные зарубежные поездки, личные встречи с лидерами ведущих государств мира, политиками, бизнесменами и общественными деятелями существенно улучшили международный имидж Украины и подняли уровень доверия к ней со стороны деловых кругов.

За короткие сроки было активизировано политическое, экономическое и секторальное сотрудничество Украины с Европейским союзом. И уже в начале февраля этого года заседание «Украина - Тройка ЕС», состоявшееся в Киеве, дало старт подготовке нового, расширенного 10-летнего соглашения между Украиной и Евросоюзом.

Финал Евро-2012, подписание соглашения между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз, принятие законов по ВТО - вот лишь наиболее значимые события, ставшие реальным вкладом в общую копилку многострадальной украинской евро-интеграции.

Коалиционный Кабмин оперативно занялся и восстановлением диалога с партнерами из стран СНГ. И в первую очередь - с Россией, на долю которой приходится четверть всего украинского экспорта. Впервые с момента своего создания в мае 2005 года заработала Украино-россий-ская межгосударственная комиссия. Началось успешное решение проблемных вопросов в экономике и политике, накопившихся за последние годы.

Только за четыре месяца этого года товарооборот между Украиной и Россией вырос на 38%, составив 7,9 млрд долларов. При сохранении таких темпов к концу декабря страны могут выйти на показатель в 28 млрд долларов.

Во время визита премьер-министра Украины в США состоялось подписание межправительственного соглашения об открытии для Украины «Пороговой программы», направленной на снижение уровня коррупции в государственном секторе.

На протяжении первых пяти месяцев работы правительство полностью выполнило свою антикризисную программу, на целый месяц опередив предвыборное обещание Партии регионов.

К концу 2006 года был полностью ликвидирован дефицит бюджета, стабилизированы ситуация в экономике и управлении государственными финансовыми ресурсами. С 5 до 7% увеличился рост внутреннего валового продукта. Это позволило на-

чать 2007 год не только без долгов, но и с серьезным запасом прочности, обеспечившим успешную реализацию программы деятельности на текущий год. Рост ВВП в январе - апреле составил уже 7,9%. Объемы промышленного производства за этот же период возросли на 12,5%. В развитие экономики державы было вложено 28,3 миллиарда гривен капитальных инвестиций. За первый квартал текущего года реальные доходы населения выросли на 10,5%. Задолженность по выплатам социальной помощи семьям с детьми сократилась в 30 раз. При формировании Госбюджета на 2007 год был заложен ряд механизмов по стимулированию развития инвестиционно-инновационной деятельности - восемь государственных программ финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

Рост бюджетных доходов позволил правительству направить наибольшую часть этих средств на троекратное (в апреле, июле и октябре) повышение зарплат и пенсий.

Среднемесячная заработная плата выросла на 11,9% - до 1176 гривен. Была существенно повышена заработная плата в отраслях бюджетной сферы, связанных с образованием, здравоохранением и другими видами деятельности, направленными на воссоздание человеческого капитала нации. Это в свою очередь послужило сигналом к повышению оплачиваемой стоимости труда в предпринимательском секторе экономики.

Кроме того, значительно увеличились субвенции на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и детям-инвалидам.

За полгода своей работы Кабмин Януковича увеличил рост ВВП до 8%, ликвидировал дефицит бюджета, поднял доходы населения на 10,5%, сократил задолженность по выплатам соцпомощи в 30 раз

Логика выбора

Но чего бы стоили все эти большие и малые победы, если бы известные события апреля - мая нынешнего года пошли в русле, изначально запланированном их инициаторами?

Сегодня, когда градус накала политического кризиса существенно снижен, становится особенно ясно, насколько этой весной Украина была близка к тому, чтобы, как уже не раз бывало в ее истории, поползти по всем швам. И в том, что этого не произошло, - немалая заслуга главы коалиционного правительства.

Ему пришлось выбирать. Дальнейшее обострение ситуации сулило немалые политические дивиденды - но за счет опасности возникновения гражданской войны и раскола страны. Компромисс же, всегда означающий определенные личные потери, был необходим для сохранения мира, сохранения государства. Яну-кович сделал свой выбор, в очередной раз продемонстрировав, в чем заключается принципиальное отличие государственного деятеля от просто политика или чиновника.

И самое главное: когда казалось, что еще чуть-чуть - и страна начнет жить по законам улиц, ему удалось вернуть всех участников политического процесса в правовое поле.

Конечно, он не был одинок в этой борьбе за целостность Украины и ее право идти демократическим путем развития. 6а ним стояла его партия и миллионы украинских граждан, спокойная решительность которых вовремя остудила чересчур горячие головы.

Как же люди восприняли и оценили поведение лидера Партии регионов во время кризиса? Согласно последним социологическим опросам, Виктор Янукович по-прежнему сохраняет за собой абсолютное лидерство в рейтинге народного доверия.

Вопреки всем чаяниям его недоброжелателей, несмотря на то что народ наш традиционно (и зачастую совершенно справедливо) не любит власть, именно Яну-ковичу подавляющее большинство украинцев по-прежнему готово доверить управление государством.

В чем же причина столь стабильной популярности «народного премьера», готовящегося 9 июля отметить свое 57-летие?

Наверное, в том, что в нем есть близкое большинству из нас умение жить мечтой, но не фантазиями. Верить в собственные силы и идти вперед, не дожидаясь чьей-то помощи. Умение держать слово и нести ответственность.

Потому и лозунг "Покращення вашого життя вже сьогодня", с которым Партия регионов шла к своей победе в марте 2006-го, не вызывает ироничных улыбок у простых граждан Украины. Они в отличие от лощеных политбалагуров прекрасно понимают, что «Покращення вашого життя вже сьогодні» - не пустое обещание, а предложение строить свое будущее здесь и сегодня. В своей стране и своими руками.

И поэтому тех, кто в ожидании новых выборов который уже раз тешит себя надеждой на «закат Януковича», неминуемо ждет очередное разочарование. Разочарование, всякий раз становящееся для них тяжелее предыдущего. Что вполне закономерно, поскольку, если верить Флоберу, разочарование - это свойство слабых: «Не доверяйте разочарованным. Это почти всегда бессильные»...

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт