Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
1 мая
Загрузить еще

Почему Владимир Гройсман предложил выбирать, а не назначать губернаторов

Почему Владимир Гройсман предложил выбирать, а не назначать губернаторов
Фото: Фото: kmu.gov.ua

Под конец свой каденции на посту премьер-министра Украины, Владимир Гройсман выступил с неожиданным предложением. Помимо сокращении на 50% штатов районных и областных государственных администраций, он посягнул на "святое" - право президента назначать губернаторов. 

"Следующий парламент должен забрать право у президента и правительства назначать руководителей и отдать это право (выбора – Ред.) людям. Это новый подход управления и новые возможности самоуправления. Приоритет избирать руководителей должен быть в громадах - им решать, кто станет их руководителями", - заявил Владимир Гройсман в эфире программы "Свободы слова" накануне заседания правительства.

Сейчас, согласно закона "О местном самоуправлении", главы районных и областных администраций находятся в двойном подчинении – президента и премьера. Они назначаются президентом по представлению главы Кабина и увольняются также гарантом. Кроме того губернаторы и районные главы уходят в случае избрания нового президента, выражении недоверия местными советами и по представлению премьер-министра.  

До последнего заявления Гройсмана было только робкие попытки сделать глав местных администраций боле открытыми для людей. В 2015 году по требованию Евросоюза и для того, чтобы получить от него на 100 миллионов евро, Верховная Рада внесла в закон о государственной службе пункт о назначении глав местных администраций на конкурсной основе. Но, спустя два года, парламент отменил эту норму, и с того времени главы областных и районных администрация опять назначаются президентом и премьером.       

Плюсы и минусы выборов губернатора

Бесспорным достоинством выборности глав регионов, в отличии от варягов- назначенцев из центра, станет их зависимость и подотчетность местной общине. Теперь нужно будет стремиться понравиться не премьеру и президенту, а своим землякам, причем не обещаниями, а конкретными делами.  И сами граждане берут на себя ответственность за все, что происходит на их малой родине. Теперь уже не на кого будет пенять: кого избрали, то и получили.

Но самостоятельность избранных губернаторов может обернутся потерей контроля центра за регионами. Всенародно избранные местные элиты могут войти во вкус и игнорировать общегосударственные интересы. Выборность губернаторов также может быть опасна еще и тем, что власть могут захватить регионально кланы, эдакие местные князьки. 

- Если глав районов еще можно избирать, то выборность губернаторов несет определенную угрозу. Такая чрезмерная регионализация может усилить сепаратистские настроения в определенных регионах страны. Важно усиливать не регионы, а роль местного самоуправления в регионах,- считает глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

Кто не заинтересован в выборности глав регионов

В первую очередь сами президент и премьер-министр, независимо от фамилии. Назначая глав регионов, они могут контролировать и возглавляемые ими территории. Это их админресурс, при помощи которого они могут проводить нужную им политику в стране.

Да и на выборах этот контроль не помешает. Например, сейчас на носу парламентские выборы, и помощь областного руководства партии нового президента будет явно нелишней.  Недаром одним из первых шагов президента Владимира Зеленского стала увольнение 15 губернаторов и назначение на их места своих людей.

Поэтому вероятность прохождения через парламент предложения Гройсмана о выборности глав регионов – не очень высокая Каждый новый президент стремится провести в Раду свою партию, которая стала бы инструментом его политики и гарантом соблюдения его интересов. И "Слуга народа", как и любая другая провластная партия, вряд ли будет голосовать за то, чтобы лишить своего патрона влияния на регионы страны. 

- Сейчас трудно сказать, пойдет ли на это новый президент и его партия "Слуга народа" в парламенте. Они пока никак не обозначили своего видения дальнейшей децентрализации в стране и усиления роли местного самоуправления. Они сейчас говорят только в формате лозунгов, поэтому судить об их реальных намерениях трудно, - считает Алексей Кошель.  

Почему Гройсман заговорил об этом именно сейчас

Примечательно, что со своим предложением выборности глав местного самоуправления, действующий премьер-министр выступил под занавес своего пребывания в Кабмине. До этого, зависимость губернаторов от него самого Гройсмана вполне устраивала. 

Вероятность его сохранения на посту премьера – ничтожная. Он заинтересован в прохождения в парламент со своей политической силой "Украинская стратегия". Для этого обществу нужно предложить какие-то привлекательные посылы и обещания. Что может быть лучше, чем прямое народовластие – выборность губернаторов. То есть предложения Гройсман в действительности может оказаться ничем иным, как очередным пиар-ходом накануне парламентских выборов.   

По мнению эксперта по децентрализации Владимира Цибулько, Владимир Гройсман противоречит сам себе.

- По плану децентрализации, главы местных администраций уже через год должны были бы стать префектами, которых назначают из центра. Их задача -  следить за соблюдением конституции в регионах местным органами власти. То есть это уже не администраторы и главы местной власти, а только надзиратели, - поясняет Цибулько.

Поэтому местные администрации и их главы вообще теряют свой смысл и становятся лишним звеном. Есть местные советы, которые назначают исполнительную власть регионов – исполкомы. Губернаторы вообще становятся не нужны.

- Гройсман хочет привлечь внимание избирателя к своим достижениям на посту премьер-министра, серди которых и децентрализация власти в стране.  Но это вряд ли ему поможет перед парламентскими выборами. Согласно последних социологических замеров его "Украинская стратегия" набирает чуть больше 1% (нужно 5%). А до выборов осталось очень мало времени и электоральных чудес не бывает, - считает глава КИУ Алексей Кошель.  

А как у них? 

В большинстве унитарных государств Европы, например в Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Португалии, Чехии, Словакии, Венгрии, Ирландии, странах Балтии, нет никаких назначаемых "сверху" глав исполнительной власти регионов. Как правило, они избираются местными парламентами этих регионов и никак не подчиняются центральной власти.

Во Франция, которая является жестко централизованным государством, префекты регионов назначаются президентом. Такая же ситуация в странах Центральной и Восточной Европы Польше, Румынии, Болгарии, Молдавии, Украине, где губернатор области одновременно является представителем президента.

В Германии, Швейцарии, Австрии Бельгии, Бразилии, Аргентине, Мексике и в США никакой вертикали региональной власти нет и в помине. Во всех этих странах или губернаторы регионов избираются напрямую населением, как в США, Мексике и Бразилии, либо региональные правительства формируются региональными парламентами.

В Индии губернаторы назначаются президентом страны, но они могут действовать исключительно в соответствии с рекомендациями правительства штата, который формируется законодательным органом штата, избранным на партийной основе.

В провинциях Канады есть назначаемые генерал-губернатором, так называемые лейтенант-губернаторы. Они также не имеют реальных властных полномочий, которые находятся в руках правительства провинции. Лейтенант-губернатор обязан действовать по подчинятся совету регионального правительства, которое формируется партией (или коалицией), победившей на региональных выборах.

Почти так же устроена региональная власть и в Австралии. Здесь реальная фигура - правительство штата, сформированное законодательным органом, а не назначаемый "сверху" губернатор.

По способу формирования и статусу органов местного само­управления условно выделяют "парламентскую" и "президент­скую" модели.

Парламентская – глава региона избирается местным законодательным органом. Президентская  - глава региона выбирается прямыми выборами населением. Зачастую в одном государстве могут существовать обе эти модели. Например, для северо-германских земель ФРГ харак­терна "парламентская" модель, тогда как на юге преобладает "президентская".

Читайте также

Гройсман обещает поднять минимальную зарплату вдвое вопреки своим прогнозам

Никогда политики не бывают так щедры на обещания, как в предвыборный период.