Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Рада убрала последнее препятствие для импичмента президента

Рада убрала последнее препятствие для импичмента президента
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС

Разговоры о правовом урегулировании процедуры импичмента президенту Украины велись чуть ли не с самого начала обретения страной независимости. Но все президенты, по вполне понятным причинам, пытались всячески блокировать этот процесс. И хотя процедура отчасти приписана в Конституции Украины и Регламенте парламента, на практике применить ее было трудно.

Причина - не было выписанной процедуры создания специальной следственной комиссии парламента, которая рассматривала бы состав преступления президента, из-за которого его отправляют в отставку.

Теперь "послать" депутатов станет сложнее

И вот теперь парламент принял закон "О временных следственных комиссиях и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины", который поддержали 279 голосами. Перед вторым чтением депутаты за три дня рассмотрели 700 поправок.

Согласно закону, специальная временная следственная комиссия (ВСК) парламента официально становится коллегиальным временным органом, в который входят нардепы, спецпрокурор и спецследователи.

Верховная Рада создает специальную следственную комиссию согласно ст.111 Конституции Украины для проведения расследования обстоятельств о совершении президентом Украины государственной измены или другого преступления. Для инициирования импичмента и создания ССК необходимо собрать не менее 300 подписей депутатов.

Комиссия будет расследовать обстоятельства совершения президентом Украины государственной измены или иного преступления, которое и станет основой для его импичмента. Члены комиссии будут иметь доступ к любым документам любых должностных лиц, в том числе и к тайным.

Срок деятельности специальной следственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение импичмента, составит 3 месяца. После этого комиссия должна внести на рассмотрение парламента проект об обвинении президента или проект о прекращении процедуры импичмента.

По факту этот закон дает все полномочия полноценно работать такой комиссии. Она сможет получать всю информацию, обязует официальных лиц давать показания и приобщает всю полученную информацию к материалам дела.

До принятия закона таких полномочий у ВСК не было.

"ГПУ, Нацполиция, СБУ, НАБУ и САП могли (до принятия закона, – ред.) игнорировать дачу показаний депутатам и скрывать информацию. Как глава двух ТСК я могу сказать, что правоохранительные и следственные органы пользуются этим по максимуму. Если есть возможность не приходить на ТСК, то не приходят. Если могут не давать информацию, то не дают. И этот закон позволяет исправить ситуацию", – написал в Фейсбук народный депутат Борислав Береза.

Напомним, что сейчас в парламенте зарегистрировано два законопроекта об импичменте президенту Украины. Один от действующего главы государства Владимира Зеленского, второй от "Самопомощи". Но в них, как и в Конституции Украины и Регламенте парламента, не была прописана процедура создания функции и права специальной комиссии и спецпрокурора, который будет расследовать преступления главы государства. И вот теперь этот пробел заполнен новым законом.

- Теперь открыт путь к принятию закона о самом импичменте. Но, к сожалению, он становится элементом пиара в грядущей парламентской кампании, а не желанием упорядочить вопросы отставки президента. Зеленский обещал принятие закона об импичменте, но его закон почти полностью списан с регламента парламента. То есть этот документ опять создан только под одного интересанта – действующего президента, - рассказал "КП" в Украине" политологВиталий Бала. 

Отставки не прошли

Парламент попытался безуспешно отправить в отставку ряд министров, которые были назначены по квоте экс-президента Петра Порошенко. Это министр иностранных дел Павел Климкин, глава оборонного ведомства Степан Полторак и председатель СБУ Василий Грицак. Все они, следуя призыву в инаугурационной речи Владимира Зеленского, написали заявления об отставке.

Сам президент рассказал, что что предлагал Климкину остаться, но тот отказался под предлогом желания начать самостоятельную политическую карьеру. А вот Степан Полторак согласился остаться на посту главы Минобороны.

Но депутаты проголосовали против их ухода. За отставку Павла Климкина - всего 137 депутатов, Полторака – 67, Грицака – 78.

- Зеленский призвал к отставкам, но они уйдут, и кто будет выполнять их функции в переходной период? Исполняющие обязанности? Так это серьезное понижение уровня, которое влияет на эффективность руководства. Зачем эти игры? Опять же выборы на носу. Президент таким образом эксплуатирует запрос на обновление власти. И это будет коньком партии "Слуга народа" во время избирательной кампании. Которая будет строиться исключительного на негативных сторонах предшествующей власти. "Все кругом и всегда - плохие, только мы одни хорошие", - считает Виталий Бала.

Тем временем

Парламент также упростил получение гражданства Украины иностранцами и лицами без гражданства, которые принимали и принимают участие в защите Украины.

Этот закон отменяет для иностранцев-добровольцев требование беспрерывного проживания на территории Украины на протяжении 5 лет, а также владениЯ украинским языком.

Доказательством участия иностранца в защите Украины является справка Минобороны, Министерства внутренних дел или командира подразделения, а также решение суда, которым установлен факт участия иностранца в защите территориальной целостности Украины.

Закон также определ сам термин "участие в защите территориальной целостности Украины". Это предоставление иностранцами инструкторской помощи украинской армии, МВД и другим законным военным формированиям, волонтерская деятельность непосредственно в зоне ООС, а также другая практическая помощь, которая содействовала обеспечению задач по восстановлению территориальной целостности страны.

Читайте также

Сценарий Зеленского. Как объявить импичмент президенту

"КП" в Украине" разбиралась в новшествах законопроекта, поданного в Раду главой государства, и его отличиях от других норм.