Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Экономический блок" от Порошенко: жонглирование цифрами, продажа земли и обещание реформ

Фото: Фото: Олег Терещенко

Общее впечатление от речи президента у экспертов осталось благоприятным: говорил хорошо. Один минус – к сожалению, иногда слова расходились с реальностью.

Об ассоциации с ЕС

Одним из достижений Порошенко считает Соглашение об ассоциации.

- Благодаря тому, что ЕС еще в позапрошлом году согласился на ее временное применение, мы уже можем подвести такие первые итоги, как рост нашего экспорта в Евросоюз. В частности, в первом полугодии 2017-го этот экспорт вырос на 23%. Доля ЕС во внешней торговле Украины достигла 40%. Хочу напомнить, что в 2012-м эта доля составляла 30%, а в 2009-м - 25%. Это свидетельствует о начале процесса интеграции украинской экономики в рынок ЕС.

Комментарий:

Эксперты уже устали повторять: доля ЕС во внешней торговле растет не потому, что мы "активно интегрируемся", а потому, что падает доля нашего основного партнера – РФ. Да и сама торговля сильно просела, и это прекрасно иллюстрируют абсолютные цифры.

- Об удельном весе ЕС во внешней торговле президент сказал немало, - анализирует данные аналитик Андрей Блинов. - Без абсолютных цифр. Зря. В 2009-м экспорт товаров и услуг в Евросоюз составлял $12,6 млрд, стал в 2016-м - $16,5 млрд. Справедливости ради, надо сказать об общем экспорте: в 2009-м - $49,3 млрд, в 2016-м - $46,2 млрд.

О безвизе

По мнению президента, ассоциация с ЕС вместе с безвизом свидетельствуют о "кардинальной смене наших геополитических и цивилизационных координат".

- Безвизовые поездки – это на данный момент главных итог трехлетней нашей совместной реформаторской работы, работы всех ветвей власти и общества, - подчеркнул президент.

Комментарий:

Тема безвиза в украинском в обществе утихла так быстро, что на первый взгляд это может показаться даже удивительным для страны, которая ждала возможности свободно въехать в Европу долгие годы. На самом деле, говорит экономисты, ничего удивительного в этом нет.

- Первое, что приходит на ум – это известное выражение "дорога ложка к обеду", - говорит экономист Андрей Мартынюк. – Безвиз пришел к нам в тот момент, когда у подавляющего большинства украинцев нет материальной возможности выехать за рубеж. Даже в соседних совсем небогатых странах – Венгрии, Польше, Румынии – украинец со своей среднестатистической зарплатой чувствует себя нищим, не говоря уже о Франции, Испании, Швейцарии или Голландии. А ведь до этих стран еще доехать надо. Чтоб выпить ту самую "чашечку кофе"!

О едином налоге

Порошенко призвал депутатов не отменять единый налог, чтобы дать "немного людям, которые называются средним классом, поработать в режиме многолетнего планирования".

Президент призвал правоохранителей забыть о контроле над малым бизнесом, кроме тех случаев, когда есть аргументированное подозрение, а не "конкуренты нашептали".

"Средний класс – это тот, на плечи которого легла самая большая нагрузка за эти три года. Он платит полные энергетические тарифы, не имея права на субсидии, он за эти три года лишен права оптимизации налогов, он почувствовал сокращение платежеспособного спроса и выдержал это. И сегодня нуждается в нашей с вами поддержке", - отметил президент.

Комментарий:

- Разумеется, единый налог отменять не надо, - полностью согласен с президентом соавтор налоговой реформы Даниил Монин. – Отмена единого налога просто убьет малый бизнес. Но ради чего? Чтобы налоговая нагрузка на экономику стала еще больше? Да она и так сейчас запредельная, ее надо уменьшать.

О росте экономики

Президент ожидает рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) в 2017 году на уровне 1,8% и ускорение динамики до 4% к 2020 году.

По его словам, ВВП растет уже шесть кварталов подряд после 14 кварталов падения. Недаром на прошлой неделе агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Украины!

Порошенко уверен: этому росту экономики способствовали жесткие антикризисные шаги, макрофинансовая стабилизация, снижение налоговой нагрузки на бизнес, дерегуляция, открытие новых внешних рынков и другие мероприятия.

Комментарий:

- Президент жонглирует цифрами, рейтинговыми позициями, сомнительными качественными характеристиками, сравнивая нынешнюю экономическую ситуацию с 2009 годом, - констатирует Андрей Блинов. - Почему - понятно. Во-первых, это год премьерства его будущего конкурента на выборах. Во-вторых, - год жесткого внешнего кризиса, когда многие экономические параметры крепко просели.

И тем не менее, говорит Блинов, если объективности ради сравнить 2009 и 2016, оперируя исключительно данными Госстата, картина получается вовсе не радужная.

*Население: было 49,4 млн человек, стало - 42,6 млн.

*Номинальный ВВП вырос с 913 млрд грн до 2383 млрд грн, но в долларах произошло снижение со $114,2 млрд до $95,3 млрд.

*В 2010-2016 украинская экономика, по официальным данным, упала на 5,3%.

*Среднемесячная официальная зарплата в 2009-м - $238, в 2016-м - $207.

О минимальной зарплате

Это второе по популярности достижение действующей власти после безвиза, о котором и президент, и премьер говорят при каждом удобном случае.

- В начале этого года было одобрено решение об увеличении минимальной заработной платы до 3200 грн. Помните, сколько было критики? Сейчас мы можем уверенно утверждать: оно себя полностью оправдало ростом показателей легальной зарплаты и увеличение поступлений в Пенсионный фонд на дополнительные 11 миллиардов.

Комментарий:

Судя по тому, что говорят экономисты о результатах повышения минималки, президент сильно поторопился говорить о критике в прошедшем времени. Эксперты по-прежнему считают: хвастаться особо нечем.

Повышение минималки должно было привести к выходу зарплаты из тени, повышению благосостояния, росту покупательской способности и, как следствие, оживлению экономики. Но пока, говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, ощутимых изменений не произошло. Более того: есть немало случаев, когда вследствие повышения минималки реальные доходы украинцев не выросли, а снизились!/economics/570975-povyshenye-mynymalky-try-chetverty-ukrayntsev-nycheho-ne-zametyly

Экономист Александр Дудчак уверен, что, поднимая минималку, власть преследовала только две цели: собственный пиар и повышение собираемости налогов.

А экономист Всеволод Степанюк напоминает, что после повышения минималки в ряде бюджетных учреждений сотрудники вынуждены были идти в отпуска за свой счет, так как им было попросту нечем платить повышенные зарплаты!

О земельной реформе и приватизации

Президент уверен: земельный рынок и приватизация – это два самых быстрых и надежных способа быстро привлечь в Украину инвестиции. Чтобы подкрепить свою мысль, президент обратился к опыту других стран:

- В Эстонии в частные руки отдали все: порт, телекоммуникации, авиацию и даже железную дорогу. В Польше из 8,5 тыс. государственных предприятий в руках государства осталось 41. И землю у них не скупили иностранцы, хотя жители этих стран могут легко покупать и продавать сельхозугодья. Украинцы сейчас этого права лишены. Миллионы людей формально владеют землей, но за них решили, что они не способны ею распоряжаться… Почему мы тогда разрешаем людям продавать квартиры? Их же тоже может кто-то скупить!

Комментарий:

В том, что государство является неэффективным собственником и необходимость приватизации в стране давно назрела, экономисты практически единодушны. Да и в том, что касается отмены моратория на продажу земли они с президентом согласны.

- Земля, как разновидность имущества, должна и может быть предметом сделки купли/продажи, - считает юрист Андрей Вигиринский. – И даже если кто-то продаст свою землю дешево – что случится? Вывезут ее? Нет. Она останется на том же месте, но вместо того, чтобы простаивать, на ней будет организованно производство. А это - рабочие места, бюджет, инфраструктура, рост ВВП и т.д. Кроме того, обладатель права собственности – не ребенок, и имеет полное право определять судьбу своего имущества. Если он глуп, нерасчетлив, ему все надоело и он хочет прямо сейчас получить за землю свои $500, чтобы поехать в Египет, почему общество должно ему это запрещать делать? Тем более, что рядом с ним живет сосед, который думает не о Египте, а о том, что он соединит два участка, оценит их, возьмет кредит на покупку техники и запустит производство.

О завершении реформ

Порошенко уверен: без завершения реформ Украина рискует потерять государственность. Но это, добавил президент, пессимистический сценарий, которого он не допустит.

Надо сказать, что последние три года привели к тому, что вполне позитивное и даже успешное слово "реформа" у большинства населения вызывает очень неприятные ассоциации. Как только украинцы слышать о "реформах" - тут же настораживаются: тарифы поднимут или опять начнут мусолить, сколько лет дети должны учиться в школе?

Комментарий:

- Прежде чем отвечать на вопрос о целесообразности реформ, для начала нужно определиться: а реформы ли это вообще? – говорит экономист Всеволод Степанюк. – На мой взгляд, большая часть намерений власти в сфере образования, медицины, пенсионного обеспечения, тарифообразования и т.д. – это не реформы, поскольку они противоречат Конституции.  Например, статья 49 Основного Закона прямо указывает, что государство создает условия для эффективного и доступного медицинского обслуживания, а в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. То есть вводить плату за медуслуги незаконно, да и в самом законе сказано, что медики оказывают "не услуги", а "помощь" - и это большая разница.

Противоречит Конституции реформа образования (в частности, там сказано, что каждый имеет право на образование, причем на родном языке), снятие моратория на продажу земли (земля и недра принадлежат народу) и многое другое. Поэтому прежде чем проводить все эти так называемые "реформы" было бы неплохо для начала внести изменения в Основной Закон, а потом уже реформировать.

Кстати, существенным препятствием реформам в Украине является банальное отсутствие денег, говорит Степанюк. А реформы – это очень дорогое удовольствие. И если денег нет, то надо не разрушать, а совершенствовать то, что есть.