Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Нам крылатые ракеты из Кореи шлют приветы

Нам крылатые ракеты из Кореи шлют приветы
Фото: К уникальной продукции «Южмаша» иностранные спецслужбы интерес проявляли неоднократно. Фото: REUTERS

Статью в The New York Times о том, что в поставке двигателей для северокорейских межконтинентальных баллистических ракет может быть замешана Украина, обсуждают уже третий день. Приведенные выводы американского эксперта Майкла Эллмана о похожести двигателей в северокорейских ракетах на украинский РД-250 вызвали немалый ажиотаж в международном сообществе. Под ударом оказался гигант ракетно-космической отрасли Украины - завод "Южмаш". Якобы именно с него осуществлялась поставка ракетных двигателей. 

А откуда тогда топливо?

Стоить отметить, упомянутый Эллеманом двигатель РД-250 на "Южмаше" действительно изготавливался, но еще в советские времена. После независимости (а это уже почти 26 лет) Украина не выпускала ни ракет, ни ракетных комплексов военного назначения. 

Как заверили на предприятии, единственным серийным двигателем, который производился и поставлялся на экспорт, был РД-843 для ракеты-носителя "Вега". Однако он по своим техническим характеристикам не предназначен для использования в баллистических военных ракетах. 

Но Эллман предполагает, что утечка технологии произошла именно в Украине. Ведь у нас двигатель выпускался серийно, а следовательно, местные "умы" могли его усовершенствовать и передать данные в Северную Корею. Причем произойти этот могло совсем недавно - в течение последних двух лет. 

- Любой специалист по ракетным двигателям, имеющий опыт практической реализации проектов, подтвердит, что создание двигателя за два года без трансфера технологий невозможно, - говорят в конструкторском бюро "Южное". - Но при этом авторы вышеуказанных статей не задаются вопросом: откуда поступили компоненты топлива для отработки двигателя и эксплуатации? В Украине такие компоненты топлива не производились и не производятся. 

Шпионы были

Иностранные шпионы, в том числе и из Северной Кореи, всегда проявляли интерес к разработкам КБ "Южное" и производству "Южмаша". Так, в 2008 году за шпионаж были задержаны северокорейские разведчики Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль. Приехав поездом в тогда еще Днепропетровск, они развернули активную охоту за секретными документами по проектированию твердотопливных и жидкостных двигателей, системам поставки топлива, отделения ступеней ракет и другой специфической информацией, составляющей государственную тайну. 

К моменту задержания шпионы успели сделать около 200 копий с диссертаций и научных работ с грифом "Секретно". Обоих приговорили к восьми годам лишения свободы. Сейчас они, как сообщил советник министра МВД Антон Геращенко, содержатся в Житомирской области и выйдут на свободу в следующем году по "закону Савченко". 

А в 2011-м на "горячем" поймали двух чешских военных атташе, которые также занимались сбором секретных материалов, касающихся военных и космических разработок. Чехи получали документы относительно, программ по разработке самолетов Ан-70 и Ан-178, а по системе активной защиты летательных аппаратов "Адрос". Чехи были признаны персонами нон грата и высланы из Украины. 

Прямая речь

"Позвольте мне объяснить по поводу источника двигателей для межконтинентальных баллистических ракет КНДР: "Южное" является одним из нескольких возможных источников поставок двигателей в КНДР, другие возможные источники находятся в России, - написал Майкл Эллман в своем Твиттере. - Даже если двигатели были бы получены из Украины, я не считаю, что украинское правительство об этом бы узнало". 

Досье "КП" 

Майкл Эллман - старший сотрудник по противоракетной обороне Международного института стратегических исследований. Основная сфера деятельности эксперта - исследования баллистических ракет Кореи и Ирана. 

Ранее работал в американской консалтинговой компании Booz Allen Hamilton, где разрабатывал программу безопасности использования ядерного оружия.

Майкл Эллман входил в состав комиссии ООН по разработке ракет для Ирана.

И самое интересное: с 1995 по 2001 год возглавлял программу совместного снижения угрозы в России. Его деятельность была сосредоточена на демонтаже устаревших ракет дальнего радиуса действия. 

Из страницы в Фейсбуке Майкла Эллмана мы узнали, что у него есть сын, которому около 10 лет. Есть также фото жены Татьяны в российской военной форме. Семья проживает в Вашингтоне.

В Фейсбуке Эллмана есть фото бутылки водки "Путинка". Это не бог весть какое обвинение, но факт остается фактом. 

Есть мнение

Это "псевдозрада" 

Сергей Рыбалка. 

Сергей Рыбалка, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко: 

- С политической точки зрения очевидно, что информационный вброс относительно украинского "Южмаша" в американские СМИ был сделан российскими спецслужбами для создания очередного повода для дискредитации Украины. А также чтобы сорвать решение США о предоставлении Украине оборонительного оружия. Это подтверждается и тем, как рьяно бросились разгонять эту "псевдозраду" прокремлевские политики. 

С точки зрения экономики эта история в очередной раз напоминает о существовании стратегических отраслей, в которых Украина когда-то была мировым лидером и может потерять этот статус без должного государственного внимания. "Южмаш" и подобные предприятия - это не только столпы оборонного экспорта, но и потенциальные точки роста для всей экономики, где могут быть сконцентрированы исследования для гражданского сектора, где вполне может быть разработан наш украинский Hyperloop. В антикризисном плане для экономики Украины, разработанном Радикальной партией, мы делаем ставку как раз на такие высокотехнологичные компании, которые превратят страну из сырьевого придатка в мирового лидера инноваций.

Вопрос ребром

Какие последствия повлечет "ракетный скандал"?

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента":

- Говорить о серьезных политических последствиях от "ракетного скандала" можно лишь тогда, когда на 100% подтвердится информация, изложенная в публикации авторитетного американского издания. Пока же мы имеем только предположения некоего эксперта, что КНДР могла использовать двигатели, которые разрабатывались и изготавливались в России, Украине. В то же время эксперт не уточняет, когда и каким образом эти двигатели поставлялись в КНДР. Во-первых, это могли быть двигатели времен СССР, ведь технологии изготовления ракетных двигателей мало изменились за 40 лет. Во-вторых, нужно четко установить, через кого и как они поступили в Пхеньян.

Чтобы снять все острые вопросы, нужно хорошенько посотрудничать украинским и американским спецслужбам.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:

- Такого резонанса, как от "кольчужного скандала", этот "ракетный скандал" не будет иметь. Тогда звучало заявление официальной власти США - Госдепа. Сейчас же обсуждается исключительно предположения одного эксперта, который уже дал задний ход и сказал, что его слова неправильно трактовали. 

Я бы назвал это "скандалом-однодневкой" без каких-либо серьезных вытекающих последствий, не более. 

Константин Бондаренко, директор Института украинской политики:

- Эта тема имеет краткосрочный эффект и будет использоваться в противостоянии американских элит, до международных санкций дело не дойдет. Показания анонимных источников с более чем сомнительными обвинениями, да и ракетные двигатели, и сами ракеты, которые фигурируют в публикации NYT, являются скорее российского производства, нежели украинского. 

Доказать, чьи использовались двигатели для баллистических ракет КНДР, на практике невозможно. Ведь для этого нужно создать специальную комиссию и отправить ее в Северную Корею. А Ким Чен Ын никогда на это не согласится.

Новости по теме: КНДР КБ Южное Южмаш