Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Эксперт: Главная опасность закона о реинтеграции – это признание России оккупантом

Эксперт: Главная опасность закона о реинтеграции – это признание России оккупантом
Фото: Эксперт: Главная опасность закона о реинтеграции – это признание России оккупантом. Фото: УНИАН

Как ранее заявил секретарь СНБО Александр Турчинов, закон "Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины на временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей Украины", станет фактическим завершение режима АТО, который юридически действует с апреля 2014 года. А Украина перейдет к новому формату освобождения оккупированных территорий Донбасса. 

Документ касается только Донецкой и Луганской областей, ситуация с Крымом в нем не рассматривается. Этот законопроект должен был рассматриваться 19 июля, но был отложен из-за необходимости внести правки. Опубликованный сейчас вариант может отличаться от конечного, который подадут на рассмотрение Верховной Рады уже, вероятно, после каникул.

Сам закон состоит из 11 пунктов. "КП в Украине" разбиралась в главных отличиях этого закона и режима АТО.

Объединенный оперативный штаб заменит Антитеррористический центр

Первое отличие заключается уже в самой преамбуле нового закона. Если режим Антитеррористической операции вводился в отношении диверсионных отрядов и терроризма, "организованного российскими спецслужбами", то в тексте нового закона юридически закрепляется уже "оккупация отдельных районов Донбасса Россией". А это юридически закреплённое понятие дает официальном Киеву право на международно признанные методы освобождения своей территории.  

В новом законе также юридически закреплено право на использование армии для этих целей. Если в режиме АТО ВСУ только "привлекались" к широкомасштабной антитеррористической операции, то теперь они становятся одним из главных инструментов деоккупации Донбасса.

Следующее новшество заключается в смене центрального органа, который будет руководить процессом восстановления территориальной целостности Украины. Если в формате АТО главной структурой юридически был Антитерористичний центр СБУ (фактически им руководил Генштаб Украины во в главе с Виктором Муженко. – ред.) то теперь процессом деоккупации будет руководить Объединенный оперативный штаб ВСУ, глава которого будет назначаться президентом Украины по представлению начальника Генштаба.

То есть, по большому счету и по факту в зоне ведения боевых действий непосредственно мало что изменится. Основным сдерживающим и оборонным фактором как была, так и останется украинская армия. Просто в отличие от АТО, новый закон юридически закрепляет возможности ее использования и вводит изменения в руководстве ВСУ и других силовых структур.

В законе нет прямого упоминания о силовом освобождениии Донбасса

Тем не менее, появление этого закона привело к предположениям - официальный Киев якобы начал подготовку к силовому освобождению Донбасса, которое, по мнению некоторых экспертов, может начаться в течение этого года. 

На самом деле в этом законе нет ни одного прямого упоминания о вооруженном освобождении Донбасса. Речь идет только о возможности использования армии и других силовых структур.

"Целью государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях является освобождение этих территорий", говорится в 4-й статье этого закона. Но какое это будет освобождение – военное или благодаря политико-дипломатическим усилиям – не указано.

В статье 7-й говорится, что "Украина оставляет за собой право на самооборону", что  может быть основанием для силового освобождения Донбасса.

А статья 9-ая прямо предполагает (но не обязывает) - президент Украины может принимать решение об "использовании ВСУ и других воинских формирований для сдерживания и отпора вооруженной агрессии России и восстановления территориальной целостности Украины".  Также закон предполагает введение военного положения, которое формально не могло вводиться в режиме АТО. 

Кроме этого, данный документ также закрепляет права собственности граждан и государства на временно оккупированных территориях и определяет  порядок пересечения линии разграничения и правила провоза товаров. 

Главным приоритетом этого закона будет первочередное выполнение вопросов безопасности Минских соглашений, которые предполагают прекращение огня, отвод вооружений и восстановление контроля Украины над границей. 

В России выступили с резкой критикой

"Законопроект о реинтеграции Донбасса есть полное и окончательное отторжение Минских соглашений. И как таковой не имеет ни малейшего шанса", – заявил председатель Комиссии Совета Федерации России по информационной политике Алексей Пушков. По его словам, подобный проект закона противоречит духу достигнутых в Минске соглашений.

Мнение экспертов

Алексей Арестович, военный эксперт:

- Это хороший закон, сильный международный ход, главная ценность его в том, что Россия признается агрессором. Международное законодательство устроено так, что для того, чтобы признать кого-то агрессором – достаточно одностороннего заявления. А это значит, что теперь за все то, что происходит в Крыму и на Донбассе, ответственность несет Россия со всеми вытекающими последствиями. И она де-факто становится стороной конфликта, что означает прекращение действия Минских соглашений, так как сейчас она там только посредник. То есть полностью меняются внешнеполитические рамки этого конфликта. 

Еще одна практическая польза этого закона заключается в том, что теперь на Донбассе руководство переходит от Антитеррористического центра СБУ к Оперативному штабу. А это меняет все, потому что когда управляет СБУ, пускай даже и де-юре, то это огромное количество бюрократических проволочек, которые резко снижают эффективность действий военных. То есть Оперативный штаб улучшит управление, логистику, скорость реакции, качество планирования и прочее. 

В целом - это создание условий для более качественного управления конфликтом. Что же касается вероятности силового освобождения Донбасса, то сейчас она составляет порядка 15 процентов. Но главные усилия будут предприниматься на политико-дипломатическом направлении.

Кроме этого, закон позволяет президенту использовать ВСУ без согласования с парламентом. Он их и так, как Верховный главнокомандующий, использовал, но, скажем так, не совсем законно.

Вадим Карасев, политолог:

- Если не было бы "нормандского формата" и Минских соглашений, то это был бы неплохой для Украины закон. Но главное новшество и главная опасность его – юридическое признание России оккупантом. Признание этого факта будет означать признание России стороной конфликта. А это ставит крест на Минских соглашениях в выполнении которыхРоссия – только посредник. И Украина станет стороной, которая сорвала их выполнение. 

А если мы выходим и срываем Минские соглашения, то это означает конец санкций, и мы теряем санкционное давление на Россию. Если Минские соглашения и не решили всей проблемы Донбасса, то они решили проблему большой войны. А этот закон просто заморозит конфликт.

То есть нужно хорошо подумать, что мы с этого закона будем иметь? Ведь Запад вряд ли это одобрит. Недаром Турчинов заявил, что окончательно закон будет принят после консультации с европейскими партерами. Так что в окончательном варианте могут быть некоторые изменения.

Что касается силового освобождения Донбасса, то во-первых, его не поддержит Запад. А кроме того, это может спровоцировать Россию, которая по факту в военном плане сильнее Украины, на большую войну. А Европа и НАТО нас защищать не будут. 

Новости по теме: СНБО ООС (АТО) Донбасс