Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Олег Березюк: "Две трети тех, кто сидит в парламенте - рабы олигархов"

Олег Березюк:
Фото: Народный депутат уверен, что будущее Украины за децентрализацией. Фото: Оскар ЯНСОНС

"После парламента вернусь работать врачом"

Понедельник, раннее утро. У входа в комитеты Верховной Рады первые посетители. Кто с поезда с чемоданом наперевес, кто налегке. Помощники народных депутатов спешат в кабинеты, чтобы попасть на рабочие места не позднее шефов.

- Я очень люблю утренние встречи - голова еще светлая, впереди масса времени, - объясняет столь раннее интервью народный депутат Олег Березюк.

В прошлом психолог, врач-психиатр, психотерапевт, психоаналитик, а ныне глава фракции "Самопомощь", он неохотно ставит диагнозы в украинской политике и, шутя, пресекает мои попытки повернуть разговор в сторону сессионного зала:

- Вы так этот зал любите, а я его просто не люблю.

- Я его тоже не люблю, я за ним наблюдаю. Как и вы. Только вы изнутри, а я снаружи, - парирую, пытаясь сохранить "свежую голову".

- Я врач, после работы в парламенте пойду работать там, где работал до того, как занялся политикой, - роняет в разговоре Олег Березюк, подчеркивая, что к своей нынешней работе он относится, как к временному явлению.

Но это потом, а пока он глава фракции "Самопомощь",  которая критикует власть и называет себя силой, представляющей гражданское общество.

- Это две параллельные реальности, - сравнивает Олег Березюк решения, которые принимаются "в верхах", и реакцию на них в регионах. - Есть реальность общественных отношений: как люди живут, о чем они говорят, а есть реальность государственного управления. Во второй находится не только Верховная Рада, а также Кабмин, Администрация президента и олигархат. Причем олигархат -  это не просто виртуальное слово, к которому все привыкли, а реальный режим управления страной.

Страной руководит олигархическая коалиция

- Олег Романович, если говорить о настроениях в парламенте, может произойти то, чему вы так сопротивляетесь в своих заявлениях, а именно досрочные выборы?

- Две трети тех, кто сидит в парламенте, - рабы олигархов. Они зависимы и боятся шевелиться. Если решение о досрочных выборах будет принято, то оно будет решением олигархата. Сам "зал" выборов не хочет.

- То есть, по вашему мнению, пусть и дальше сидят "рабы"?

- Большинство управляет, а меньшинство побуждает. У нас впервые в стране за 25 лет возник естественный, хотя и неустойчивый баланс, когда есть олигархическая коалиция, которая в сотрудничестве с так называемыми "оппозиционерами" руководит страной.

И есть мы - оппозиция в лице "Самопомощи", которая не идет на компромиссы, что приводит к использованию репрессий против нас. Как пример - поджог Грибовичской свалки во Львове. Несмотря на постоянные атаки, "Самопомощь" остается единственной монолитной фракцией единомышленников.

- Заявлениями о невозможности проведения выборов вы сами создаете условия, при которых отдельные представители власти могут чувствовать себя абсолютно безнаказанно?

- По канату ходить непросто. А управление страной - это хождение по канату. Мы страна, которая находится на рубеже. По воли географии и истории мы на рубеже между двумя огромными философскими процессами - деспотии, или желания сильной руки, которая всегда приводит к катастрофе, и настоящей демократии.

В Украине целенаправленно уничтожили оборону и медицину

- Кстати, почему вы не пошли работать в комитет, который занимается вопросами медицины и охраны здоровья? Ведь вы хорошо знаете, что происходит внутри.

- Проблема в медицине не является проблемой только медицины. Это  проблема государства. В стране, как минимум 5 лет до революции, происходило разрушение во всех отраслях управления. Внимательно присмотритесь к этому периоду - кто был назначен, как, почему… Целенаправленно были уничтожены две отрасли.

Первая - это оборона, и впоследствии мы увидели, что у нас нет армии. Вторая, не столь бросающаяся в глаза, - это охрана здоровья. Слабость одного и второго направлений привела к смертям.

Я всегда привожу пример: сейчас идет война, приво­зят раненых, а поинтересуйтесь, сколько в год в среднем в одном городе умирает трудоспособных мужчин от инфаркта. К примеру, в таком городе, как Умань, от 25 до 35 человек. И это при том, что в XXI веке лечение инфаркта миокарда является амбулаторной процедурой, которая через 3-4 дня дает полное восстановление трудоспособности.

Не так давно был в одном из высокогорных районов, спрашиваю - как у вас со скорой помощью? Они, так улыбаясь, отвечают, что ждут по 40 минут. И сразу же мне рассказывают последние истории о двух умерших. Не потому что скорая помощь плохая, а потому что дорога в другой район занимает 3 часа по бездорожью. Женщина трудоспособная и мужчина трудоспособный умерли от инфаркта. 

Не менее показательна проблема с вакцинами. Почему в 2012 году страна их не заказала? Сейчас поступают вакцины, которые были заказаны в 2014 - 2015 годах. Мы с вами, я как врач, а вы как журналист, одинаково не знаем, как поведет себя туберкулез через 5 лет, после того как вакцинация от этой болезни была практически остановлена. Еще пример: в стране, которая воюет, не была заказана элементарная  противостолбнячная вакцина. Можно выдвигать обвинения в биологическом геноциде.

- А ваше мнение - нужно вакцинировать детей или нет?

- Можно долго спорить. А потом мы видим ребенка, которого везут в реанимацию за 100 км с приступами столбняка, и неизвестно, что с ним будет даже после лечения. Давайте уже определимся - или мы фантазеры, или люди, которые живут в реальном мире. А что касается качества вакцины, нормальный врач, если увидит, что она была некачественно сохранена, некачественно доставлена, некачественно написана - прикажет убрать ее.

- Но за последние два года ситуация с медициной не очень-то изменилась, если не сказать, что ухудшилась.

- Я предлагал и предыдущему премьер-министру, и нынешнему стать исполняющим обязанности министра охраны здоровья. Мое предложение осталось без ответа. А ведь премьер имеет огромные возможности принятия решений.

- То есть проблему и дальше не замечают?

- Однозначно так утверждать нельзя. Гройсман задекларировал и провел, при помощи парламента и в том числе нашей фракции, закон о лекарствах. Его не могли принять 6 месяцев. Большинство представителей комитета по вопросам охраны здоровья представляют интересы фармкомпаний.

С главным редактором "КП" в Украине" Оксаной Богдановой. Нардеп любит обстоятельные интервью за чашкой кофе.
Фото: ЯНСОНС Оскар

Будущее страны - не за центром

- Я не случайно оказался в комитете госстроительства. Это моя философская позиция и позиция нашей партии - будущее страны не за центром. Я считаю, что перспектива Украины за местным самоуправлением и децентрализацией власти.

Как-то заехал я в одно село: хороший глава, заботится, не ворует, есть дорога, сельсовет, клуб, фантастическая школа. А я всегда захожу в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), люблю поговорить с медсестрами, врачами... Захожу и вижу катастрофу - ничего нет. Я говорю: вот завтра укусит гадюка кого-то на вашей территории, а у вас ни одного антидота, или будет приступ, а у вас даже несчастной ампулы адреналина нет, которая стоит копейки.

С точки зрения формальностей и права это действительно не главы села забота. Поэтому нужен закон, и немедленно, про автономную деятельность учреждений, который не хочет принимать Верховная Рада.

Я много езжу по стране и слышу, как люди критикуют центральную власть, в том числе меня. Но сетуя на не выполняющую своих функций центральную власть, они сравнивают ее с местной. И уже говорят: "А вот наш мэр молодой, полгода всего работает, а сколько уже сделал". Сам себя спрашиваю: что это за феномен, чего это он такой хороший вдруг? Ответ очевиден: а потому, что у него появились рычаги - свобода действий.

- А раньше у мэров не было свободы действий?

- У них не было инструментов влияния - денег. Бюджетная децентрализация, которую уже хотят уничтожить, позволила этому мэру за полгода показать людям, что он хозяин на своей земле и может людям помочь. Знаете, какие приветы передают мэры наверх: "передайте им, чтобы они не грабили города". Предыдущий премьер-министр позволял себе говорить: "На счетах в местных органах власти лежит 22 миллиарда гривен, что они там делают?".  Я ему отвечал - не считайте деньги в чужом кармане, считайте в своем.

Центральной власти необходимо отказаться от деспотических инструментов, политических преследований и репрессий и позволить себе отдать в государственный бюджет обороты теневых схем. Тогда "Нефтегаз" даже не заметит, если тарифы снизят на 30%, потому что эти 30% - их взятка. А пока они управляют страной, как коммерческим предприятием, с бухгалтерским подходом: дебет, кредит, сальдо.

- Но нам еще не так давно говорили, как здорово, что во власть пришли люди из бизнеса, с другим мышлением...

- Отвечу на это философски. Мы должны пережить этот период, когда коммерсанты-олигархи поймут, что, если они будут и дальше управлять государством коммерческими подходами ради собственной прибыли, они эту прибыль потеряют. Если бы она (центральная власть) прислушалась к своему источнику - народу, а не к политикам, думаю, итоги переговоров с МВФ были бы другие. Нужно было объяснять им, что существует другая реальность, кроме бухгалтерской...

- Вы верите в реванш предыдущей власти, как говорят некоторые политологи?

- Я бы не хотел вообще об этом говорить, это все деструктивные инструменты. Украину много уничтожали и разрушали, пришло время и строить. Пусть государство будет немного хромым и неровным, но оно будет нашим, и мы будем это ценить. Не везде, конечно, но уже есть очаги фантастической работы. Если будут выборы, а не будет обычной рутинной работы, если будут фейерверки популизма, то это будет серьезный удар по экономике.

Кроме того, есть вероятность потери контроля над страной, в том числе и президентского. А это недопустимо, когда идет война. Как провести выборы в Донбассе? Это же потеря суверенитета напрямую. В итоге в Верховную Раду зайдут 30 обученных ФСБшников.

Как примирить граждан Украины?

- Вопрос не как к политику, а как к психиатру. Вы знаете, как можно примирить людей, которые оказались по разные стороны?

- Посмотрите работы великого украинского художника Ильи Репина. Я не оговорился - УКРАИНСКОГО художника. Это выдающийся психоаналитик современности, на уровне Тараса Шевченко, но в картинах. Я проанализировал четыре его картины, очень известные картины, которые мы видели еще со школьной скамьи, но задумывались ли над глубиной этих полотен? Я говорю о картинах "Бурлаки на Волге", "Царь Иван Грозный убивает своего сына", "Казаки пишут письмо турецкому султану" и не настолько известной, последней картине Репина - "Гопак". Две из них передают суть российской деспотии и две характеризуют украинскую ментальность и украинский дух.

Если посмотреть на картину "Иван Грозный убивает своего сына" - мы видим подсознание гения, который рисует аналитическую реальность, самодержавие, которое убивает свое будущее. Цвета, выражение лица, царь - наместник бога на земле в российской империи, убивает свое будущее - это ведь про государство. А теперь "Бурлаки на Волге". Безысходность. Посмотрите на лица бурлаков - они разные и ни в одном нет будущего. Особенно впечатляет юноша, изображенный в центре, который думает, что он вырвется из этого ярма, но он не вырвется, это понятно всем, и ему в первую очередь... Хочется плакать, глядя на это. 

А с другой стороны, казаки сидят и пишут письмо турецкому султану. Геополитика. Репин описывает еще незрелую форму демократии, это правда, но это ДЕМОКРАТИЯ. Это коллективное мышление - основа управления страной, это не деспотия, а как в хорошем государстве - коллективная ответственность. Если взять картину "Гопак" (картину, которую, кстати, выкупил неизвестный российский коллекционер и которая исчезла в недрах хранилищ), то на ней нарисован боевой украинский танец, это квинтэссенция счастья, духа, воли, красоты человеческой! И мы видим, что на этой стороне Украина, а на другой - деспотия.

Посмотрите на эти четыре картины, и вы все поймете. Управление государством - это высокое искусство. И все зависит от того, какую цель поставить - быть деспотом и владельцем людских судеб или сделать так, чтобы люди были вольными.

- И все-таки, как людей примирить? Что для этого нужно?

- Время.   

- Сколько?

- Много. А еще нужен покой, чтобы поднять экономику, армию, медицину и качество жизни людей. Для этого нужно изолировать какие-либо существующие конфликты. Что делает организм, когда у него возникает нарыв? Мгновенно строит валик вокруг него из клеток, которые не дают инфекции распространяться. Нам тоже нужно изолировать зону конфликта, чтобы выздороветь.

- То есть вы предлагаете полностью прекратить общение с теми, кто находится в Донецке?

- Общение, оно как воздух, его нельзя прекратить. Я за изолирование конфликта - правовое, военное, политическое.

- Там находятся граждане Украины. Многим из них некуда ехать.

- Сюда приехало около двух миллионов человек, которые живут во Львове, Ивано-Франковске, других городах. Они в числе тех, кто согласен, что туда нечего идти. Но я согласен, там есть люди, которым нужно помочь.

СПРАВКА

Олег Романович Березюк, родился 8 октября 1969 года во Львове. Окончил с отличием Львовский медицинский институт. В 1991-1996 годах учился в США, где окончил с отличием и золотой наградой Иллинойский университет в Чикаго по специальностям "биология" и "психология". С сентября 2006-го по ноябрь 2014-й работал во Львовском горсовете. 

На парламентских выборах 2014 года занимал 28-е место в списке "Самопомощи". 

Женат, трое детей.

Новости по теме: Олег Березюк самопомич