800 из последних вновь преступили закон, а сколько совершили нераскрытых преступлений, статистика молчит. Вывод - срочно необходимо вносить изменения в документ, плодящий рецидив преступности.
Так ли легко это сделать и помогут ли коррективы "закона Савченко" навести порядок на криминальной карте страны - этими вопросами задалась "КП" в Украине".
Все хорошо, но только плохо
С февраля в Раде зарегистрирован законопроект авторства депутатов Березы и Луценко, которым в закон о пересчете срока содержания в СИЗО предлагается внести одну маленькую правочку - исключить эту норму для лиц, отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. В остальном закон признается обоснованным, поскольку условия содержания в изоляторах "унижают достоинство лиц, которые еще не признаны судом виновными в преступлении", пишется в пояснительной записке.
- Перед законом все равны - и подозреваемый в убийстве, и мелкий вор. Если предполагаемую норму принять, получается, что одна категория преступников получит поощрение за пребывание в плохих условиях, другая - нет. А это нарушение признака равенства, - отмечает адвокат Игорь Стуканов.
К похожему выводу пришла и экспертная комиссия, посоветовав вернуть закон на доработку. По данным в "КП" в Украине", его намерены оставить под сукном и обратиться к творчеству над новым документом. Сейчас этим занимается группа специалистов, которой предстоит выпутаться из сложной ситуации.
Кроме выяснения вопроса, кто из подозреваемых "равнее", законотворцам придется решить, как обойти норму Конституции, которая запрещает принимать законы или вносить изменения в действующие, если они сужают содержание и объем существующих прав и свобод. А это именно то, на что напирают защитники "закона Савченко". Дескать, парламентарии сами дали заключенным больше прав, сами теперь отобрать их не могут!
Неправильные акценты
Впрочем, есть и другая точка зрения.
- На положение Конституции о запрете сужения прав часто ссылаются, но это не значит, что оно у нас действует. И не нужно, чтобы абсолютно действовало, - считает известный адвокат-правозащитник Аркадий Бущенко. - Иначе правительство будет бояться принимать нормативные акты, которые улучшают положение людей.
В качестве примера адвокат приводит социальные льготы. Их можно учредить, а можно сузить или отменить.
- Вот так и пересчет срока "день за два в СИЗО" можно считать льготой. Это вопрос не столько правовой, сколько уголовной политики. Закон можно изменить, но я не понимаю, почему вокруг него подняли такую истерию.
Правозащитник напоминает, что в Украине регулярно происходят амнистии, когда выходят на свободу пусть не убийцы, но воры, грабители, мошенники. Убийц могут выпустить условно-досрочно.
- Все эти люди, которых сейчас освобождают по "закону Савченко", тоже рано или поздно вышли бы из колоний, - отмечает Аркадий Бущенко. - "Закон Савченко" не плохой и не хороший. Полиция неправильно расставляет акценты. Она считает, что чем дольше человек сидит, тем меньше у нее проблем. А нужно думать, как контролировать преступность, в том числе склонных к рецидиву бывших заключенных.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
|
Все, кто сидят, спокойны
В своем посте в Фейбсук замначальника Национальной полиции Вадим Троян признается, что для контроля всех, кто покидает места лишения свободы по "закону Савченко", полиция не имеет ни человеческих, ни материальных ресурсов. И это - правда. Принимая закон на волне всеобщей любви к Надежде, депутаты не учли главного - социальной ситуации в стране. Зеки хлынули из-за решеток, как 9-й вал, когда система социальной адаптации и надзора за бывшими заключенными полностью разрушена. Вот хотя бы пример маньяка-язычника Владимира Никитюка, которому инкриминируют минимум три убийства. Родом с Волыни, вышел досрочно, отправился куда хотел - в ближайшую Александрию. Чем занимался, где жил, стали выяснять только после того, как в городе начали пропадать и гибнуть дети.
Период обожания Савченко закончился, а закон остался. И самое печальное, что сколько ни принимай к нему поправки, те самые 34 000 преступников, о которых говорил Троян, чувствуют себя спокойно и уверенно.
- Поправки к закону будут распространяться только на тех, кто попадет в СИЗО после вступления их в законную силу, - отмечает адвокат Виктор Чевгуз. - Все, кто сидят в колониях сейчас, подпадают под действие "день за два в СИЗО", так как закон, ухудшающий положение осужденных, не имеет обратной силы.
Если прикинуть, сколько рецидивистов досрочно выйдут на свободу, пока парламентарии приступят хотя бы к первому голосованию за несуществующий документ, то, может, и морочить голову не стоит?
Тем более что в кулуарах судьи с прокурорами уже придумали противоядие к "закону Савченко" - накидывать к оптимальному сроку для обвиняемого лишних пару лет.
P.S. А идея на самом деле была здравая. Современный УПК ограничивает сроки следствия, но не сроки судебного разбирательства. Человек может просиживать годами в СИЗО - то ли виновный, то ли нет - пока процесс идет ни шатко ни валко. Но Савченко с поддержавшими ее депутатами подправили следствие, а не причину. Не создали механизмы для оптимизации работы судов, а дали зекам "отступного".
И есть большие сомнения, что инициаторы поправок к закону собираются исправить эту самую главную ошибку.