Загрузить еще

Психиатры – накануне голосования: "Чем беднее человек, тем больше в нем страха"

Психиатры – накануне голосования:
Фото: С одной стороны, обилие агитаторов страшно раздражает. Но когда перед выборами они исчезают, избиратель начинает чувствовать себя потерянным и ненужным. Фото: Олег Терещенко

Выборы в Украине всегда сопровождаются тоннами агитационной макулатуры, часами политической рекламы на телевидении и неисчисляемым количеством добрых дел. Для избирателей, на которых каждый кандидат вываливает свои лозунги и обещания, - это настоящий стресс. Но не только стресс - предвыборная агитация влияет на умы и психику людей, не зря на нее тратят такие огромные деньги. 

Психиатр Днепропетровской больницы им. Мечникова с более чем 30-летним стажем, доктор медицинских наук Светлана Мороз рассказала "КП" в Украине", как уберечь себя от раздражителей во время предвыборной гонки и не вестись на удочки кандидатов, как всегда, внезапно перед выборами проявляющих активность. 

Любимая спекуляция

Доктор медицинских наук Светлана Мороз.

- Существуют психотехнологии, которые позволяют манипулировать сознанием людей, - объясняет Светлана Мороз. - Хорошо это или плохо, зависит от моральных качеств человека, использующего эти технологии. К сожалению, распознать методы "черной" и "белой" манипуляции невозможно. В секте и счастливой семье методы воздействия на психику одинаковы. Только вот цели разные. 

Главными "ниточками", с помощью которых кандидаты, как куклами-марионетками, манипулируют своим электоратом, является тема религии и, конечно же, мира. Достаточно лишь пригласить священника и запустить в небо белых голубей. Хотя по-прежнему на первом месте в арсенале тех, кто баллотируется, остается тема бедности. Спекулировать на ней среди всех кандидатов уже "добрая традиция". Туда же можно отнести тему "понижения тарифов" - регулярно по квартирам ходят агитаторы, призывая поставить подпись, если вы "за". (А кто не "за"? Все хотят тарифы ниже. Правда, не все понимают, что это нереально. Кто не понимает и разбираться не хочет - проголосует. - Ред.)

- Чем беднее и закомплексованнее человек, тем больше в нем страха, - уверена психиатр. - И он слепо может отдать свой голос за красивые обещания. По этой причине людям раздают продуктовые наборы, лекарства. 

Виси какой есть!

По мнению Светланы Мороз, самые большие раздражители рядовых граждан - билборды, с которых на них смотрят подправленные в фотошопе примелькавшиеся лица. 

- Если анализировать слоганы, написанные на политических билбордах, то они примитивны до отвращения, - говорит психиатр. - И самое главное, они не несут никакой информации. Как правило, на агитационных щитах размещена большая фотография, причем отретушированная, что, кстати, во многих странах запрещено законом. (И правильно! А то выбираешь широкоплечего, кудрявого молодого красавца, а в местный совет потом приходит такой толстенький, лысенький пенсионер. За кого голосовали, спрашивается? Сплошной обман. - Ред.)

А вот если вы слушаете  кандидата, уверяет врач, то это так пагубно на психику не влияет, как визуальные лозунги и красивые картинки. 

- Так принято в демократических странах, - уточнила Светлана Мороз. - Но у нас же многие кандидаты не выходят на теледебаты, потому что не умеют нормально разговаривать. Порой даже не разберешь, на каком языке они говорят.

Отдельным раздражителем для людей являются уличные агитаторы, особенно те, кто "хватает за ноги", пытаясь всучить листовки. И пока человек доходит утром до работы, в арсенале у него оказывается ворох предвыборной макулатуры в сумке, раздражение и плохое настроение. Советы относиться к агитаторам с пониманием - ведь это зачастую безработные от бедности копеечку зарабатывают - действуют плохо. 

Светлана Мороз говорит, что подобная "активность" совершенно не на руку кандидатам. Ведь чрезмерная навязчивость дает отрицательный эффект. В Украине любят скромных и работящих. 

Для нормального избирателя, говорит доктор, все полученные стрессы от назойливой политической агитации ничем серьезным не грозят. Оградить себя легко: выключить телевизор, уйти со встречи с кандидатом и пройти мимо навязчивого агитатора.  

P.S. Весь карнавал, именуемый "выборы", закончится за сутки до голосования. Тогда, казалось бы, избиратели смогут выдохнуть и забыть о надоедливой агитации. Но пустые билборды и привычная реклама жевательной резинки вместо политических лозунгов, оказывается, вызывает у простого человека растерянность и обиду. Так и пойдет он на избирательные участки с ощущением, что его опять обманули.

Новости по теме: местные выборы психология