Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
10 мая
Загрузить еще

Самостоятельность придет с деньгами

Самостоятельность придет с деньгами
Фото: «Чтобы передавать регионам полномочия, нужно вместе с этими полномочиями передавать и средства для финансирования», - уверен Сергей Тигипко.

Децентрализация власти - одна из приоритетных задач Украины. Все признают, что она позволит стране быстрее и качественнее решить большинство социальных и экономических проблем, но реальных шагов по ее проведению пока не видно…

Обходной путь

Административные изменения - часть конституционной реформы. Сейчас очевидно, что до выборов никаких конституционных изменений мы не увидим. А децентрализация и экономическая самостоятельность нужны регионам уже сейчас, до формирования бюджета на будущий год. "Сильная Украина" предлагает реализовать эту задачу "обходным путем".   

"Чтобы передавать регионам полномочия, нужно вместе с этими полномочиями передавать и средства для финансирования, - уверен лидер партии Сергей Тигипко. - Поэтому ключевая часть региональной реформы - это реформа бюджетной сферы, необходимая для обеспечения полномочий местной власти - от региона до города и района".

Для проведения бюджетной реформы не нужно таких сложных процедур, как для реформы Конституции. А справедливое перераспределение средств госбюджета даст регионам больше самостоятельности. Этого, в общем-то, и ждут от региональной реформы. Чтобы ускорить необходимые изменения, партия предлагает власти готовую процедуру решения этой задачи. Вместе с независимыми экспертами и представителями местного самоуправления разных регионов была сформулирована реформа бюджетной системы. Окончательный вариант документа обсуждали в формате тематического круглого стола в понедельник.

Лишнее звено

По мнению Сергея Тигипко, затягивание реформ дорого обходится Украине. Но промедление с региональной реформой обходится дороже всего.

"Оттягивание децентрализации власти стало одной из причин обострения ситуации в Донбассе, - уверен политик. - С помощью этой реформы мы еще полгода назад могли бы выбить козырь из рук сепаратистов и российской пропаганды. А сейчас несамостоятельность регионов делает их полностью зависимыми от решений центральной власти. Приняли специальный закон для  Донбасса - хорошо, но почему аналогичные права не предоставить и другим региональным властям?"

Участники круглого стола утверждают, что работа местной власти по социально-экономическому развитию регионов, по сути, заблокирована расчетами через казначейство. В Одессе, например, дело доходило до того, что до 60% средств местного бюджета "зависало" на его счетах. 

"Мы уже забыли о планах экономического развития города, села или района, которые были основой успешности власти, реализующей эти проекты, - рассуждает заместитель мэра Одессы Валерий Матковский. - Причина - деньги. Людям очень тяжело объяснить, что план социально-экономического развития не выполняется потому, что из Киева не доходят деньги на местный уровень".

Местные советы живут в абсурдной ситуации, когда деньги на счетах есть, а использовать их невозможно. По каждому вопросу - школа, садик, что угодно, - нужно ехать в Киев "договариваться". Не "умаслил" чиновника - деньги просто "сгорают". А с нового года вся процедура начинается с нуля.

"Зачем казначейство? - возмущается мэр города Васильевка Запорожской области Сергей Лобинцев. - Это наши деньги, а оно - только тормоз, который мешает нормально работать местной власти. Его нужно упразднить". 

Все представители регионов сходятся во мнении, что вместо того, чтобы пользоваться услугами казначейства, следует открыть счет в любом государственным банке и перечислять на него средства местных властей. Тогда они смогут более оперативно и свободно оперировать суммами, которые будут нужны на ремонт дорог или покупку машин скорой помощи для районных больниц. 

Справедливое деление

Эффективность передачи налогов на места неоднократно доказывали пилотные проекты и региональные эксперименты. В Одессе, например, объем доходов от сбора за парковку почти удвоился после того, как эти деньги стали оставаться в местном бюджете, а не уходить в Киев. 

"Сегодня местные советы несут нагрузку по управлению медициной и образованием, - напоминает депутат Луганского облсовета Александр Ткаченко. - А госбюджет под это выделяет ровно столько денег, чтобы заплатить за коммунальные услуги и зарплату. В итоге город вынужден брать средства из собственных доходов для того, чтобы поддержать в рабочем состоянии школы, больницы и социальную сферу - ущемляя при этом жилой фонд, развитие инфраструктуры и другие области".

Депутат считает, что зарплаты бюджетникам должно платить государство, а городу следует тратить деньги на благоустройство и региональное развитие. Сегодня такой возможности нет.

"Сессии горсоветов превратились в формальность, - рассуждает Ткаченко,  - Потому что 92% - это защищенные статьи. Но и потом мы еще вынуждены ходить по кабинетам, чтобы участвовать в госпрограммах. А за ними приходит "правильный" подрядчик, которому тоже "должно быть хорошо". В итоге совет заведомо находится в коррупционных схемах, построенных по вертикали".

Все это можно побороть, если освободить местные советы от призрака "большого брата" и изменить сам принцип формирования большей части бюджетов. Участники круглого стола считают, что приоритетом должны быть интересы местной громады и региона, а потом уже - центра. Сделать это можно за счет справедливого разделения налоговых поступлений госбюджету и местным советам. "Если сегодня в местных бюджетах остается около 26% налоговых поступлений, то после предлагаемой нами реформы в местных бюджетах будет оставаться 58%", - уверен Сергей Тигипко.

 

В ТЕМУ

Принцип справедливого наполнения бюджетов

Госбюджету - 100% доходов от НДС, ввозной и вывозной пошлин, акцизного налога на импортные подакцизные товары.

Местным бюджетам - 100% доходов от налога на доходы физлиц, на землю, на недвижимость, экологический налог, единый налог, фиксированный сельхозналог, сбор за первую регистрацию автомобиля, за парковку автомобиля, за осуществление предпринимательской деятельности и туристический сбор.

Перераспределение между центром и регионами по нормам Бюджетного кодекса - доходы от налога на прибыль предприятий, акциза с подакцизных товаров украинского производства, платы за использование недр, ренту за транспортировку нефти, газа и аммиака, сборов за специальное использование вод, лесов и радиочастот, сбора в виде целевых надбавок за газ, электричество и тепло, сбора за развитие виноградарства и садоводства.