Загрузить еще

Анна Безлюдная: "Человеческие отношения, с моей точки зрения, намного важнее политических взглядов"

Анна Безлюдная:

Сегодня к работе наших медиа, которые непосредственно влияют на страну, на умы украинцев, накопилось немало вопросов. "Комсомолка" планирует пообщаться со многими ведущими персонами в средствах массовой информации, а мы беседуем с Анной Безлюдной, руководителем Inter Media Group (куда входят телеканалы "Интер", "К-1", "К-2", "Мега", "Пиксель", "Enter-фильм" и другие).   

Сейчас нужно быть осторожнее с необоснованными запретами

- В связи с событиями в стране, подходит ли канал к выбору тем для отдельных регионов?

- "Интер" - главный телеканал страны, вещает одинаково на всей ее территории, поэтому для нас важен каждый зритель, вся Украина. Я думаю, ни один национальный канал не может вносить изменения в сетку вещания с точки зрения предпочтения регионов - тогда он превратится в региональный канал. Другое дело - каким канал видит свое вещание. 

Мы считаем, что сейчас нужно производить больше программ, цель которых - пробуждать в людях положительные эмоции, дать им возможность задуматься о вечных ценностях. Телевидение должно программировать человека не на агрессию, ненависть и неприятие, а наоборот - на понимание и любовь. Человеческие отношения, с моей точки зрения, намного важнее, чем политические взгляды. Сводить всю нашу жизнь к тому, кто за кого - глупо, это путь в никуда.

- В марте "Интер" и НИС (компания "Национальные информационные системы") подписали соглашение, согласно которому новости, выходящие в эфир "Интера", создаются НИС, но вы не имеете отношения к их содержанию, то есть насколько я понимаю, сейчас вы не влияете на эти новости. Но что-то должно измениться 15 июня…

- Компания НИС на протяжении многих лет производит новости для "Интера", это общеизвестно. Канал не может все производить, это вещатель, поэтому производством новостей занимается по нашему заказу отдельная компания. В конце марта мы подписали дополнительное соглашение к существующему договору. Оно действует с 25 марта по 15 июня и разграничивает ответственность канала и НИС в сфере информвещания. В этот период руководство телеканала "Интер" не имеет отношения к тематическому наполнению новостей, выбору ведущих, творческого и технического персонала. 

Мы утвердили хронометраж программ, время выхода в эфир, языки выпусков. Но у нас возникли определенные разночтения с новым руководством НИС по поводу некоторых творческих составляющих. В частности, в вопросе подбора ведущих, ряда других моментов. Поэтому мы с руководителем канала Егором Бенкендорфом приняли решение в силу сложившейся ситуации отрегулировать зоны ответственности "Интера" и НИС в информационном вещании отдельным документом.

- До 15 июня?

- Пока да. Дальше посмотрим. Любой договор, если нужно, всегда можно продлить.

- То есть сейчас у НИС полная свобода действий?

- Компания несет ответственность за свой продукт в пределах законодательного поля, поэтому для нее существуют те ограничения, которые есть у любой новостийной программы в Украине.

- Сейчас в телевизионной среде активно обсуждается тема запрета на украинском ТВ российских сериалов с так называемым мужским контентом. Группой "1+1" был предложен перечень критериев в отношении российского сериального продукта, в соответствии с которыми в эфир неэтично пускать все, что связано с российской армией, спецназом, а также российские сериалы и фильмы о Второй мировой войне. Мы применили эти критерии к тому, что идет в эфире, и получается, показывать вообще ничего нельзя. Ну разве что "няню", хотя она тоже под вопросом - не те ценности пропагандирует. А какова ваша позиция по этому поводу?

- Единственные критерии, которые могут ограничивать эфир канала, - закон и программная политика, остальное - дело вкуса. Так было всегда. Любой телеканал должен соблюдать действующее законодательство и работать на то, чтобы максимально соответствовать требованиям своей аудитории. Все остальное - популизм. Я в этом убеждена. Возможно, моя позиция кому-то и не нравится, но я имею право на собственное мнение. 

Что касается сериалов о Второй мировой, Великой Отечественной - историю нельзя переписать. Мнения не могут опровергнуть факты. Советский Союз победил в той войне, победила Красная армия. Памятники советским воинам-освободителям стоят в Вене, в Берлине. О чем мы говорим? Если у руководства "1+1" есть желание снять сериал о недостаточно изученных, с их точки зрения, страницах истории той войны - пожалуйста, они могут собрать группу, поработать в архивах, произвести такой сериал, поставить в эфир и, возможно, даже продать права другим телеканалам.

Я считаю, если мы говорим о том, что мы - свободное общество, то должны слышать друг друга, а не навязывать свою точку зрения другому. Сейчас вообще нужно быть осторожнее с этим. Я против лишних необоснованных запретов. Против искусственных ограничений. У кого-то есть свое представление о том, что нельзя ставить в эфир - никаких проблем, но не нужно навязывать его остальным. 

Можно покупать и производить тот продукт, который считаешь нужным, востребованным. На то мы и творческие люди: у каждого - свое видение. Я вообще сторонник эволюционного развития. Чтобы поссориться, начать воевать или что-нибудь запрещать - много ума не нужно. А выйти потом из любого конфликта без потерь невозможно.

Весь эфир "Интера" 9 Мая был полностью посвящен Дню Победы.


Патриотизм должен быть действенным, а не популистским 

- Я слышала, что собираются создать государственный канал контрпропаганды. В чем должна заключатся информационная политика государства, должно ли оно контролировать то, что смотрит зритель на ТВ?

- Я всю жизнь работаю в бизнесе, государственная политика - другая сфера ответственности. Но считаю, что любое государство должно четко понимать, какую идею оно отстаивает. Дальше все зависит от того, насколько серьезно государство к этому относится и что оно для этого делает. В любом случае нужно стимулировать национальных производителей и помогать им что-то создавать, а не запрещать. Например, экономически поддержать украинское кинопроизводство и телепроизводство. Государственный патриотизм должен быть действенным, а не популистским.

- Говорят, что сегодня в нашем информационном вещании слишком много России, чему нужно противостоять…

- Украина - не имперское государство и у нее нет дополнительных обязательств по отношению к миру. У нас есть обязательства по отношению к самим себе. И наше государство станет успешным, если будет строить свою идеологию не на войне, не на поиске внешнего врага, а на созидании. Это сложнее. 

Но ведь война рано или поздно закончится. И что потом? Искать новую? Вокруг чего мы будем объединяться? Мы хотим жить в своей стране спокойно, чтобы для большинства людей политика могла занимать меньшую часть жизни. Идеология должна быть миротворческая и созидающая, а государственная идея - объединять, а не разъединять.

- Мне кажется, День Победы, который мы празднуем 9 мая, очень хорошо служит объединению.

- Именно поэтому весь эфир "Интера" 9 Мая был полностью посвящен Дню Победы. Это наша позиция. Мы заранее готовили все проекты на этот день: и марафон "Наша Победа", и специальные выпуски программ "Касается каждого", "Жди меня" и, конечно, вечерний праздничный концерт "Победа. Одна на всех". И не зря - его посмотрели 8,5 миллиона человек. "Интер" намного опередил другие каналы по всем аудиториям без исключения. Кроме этого, в канун 9 мая на сайте телеканала мы запустили проект "Наш полк", в рамках которого наши зрители могли прислать фотографию своих родных, воевавших в Великой Отечественной войне. И мы до сих пор получаем тысячи писем от наших зрителей. То есть в День Победы телеканал "Интер" действительно объединил людей.

Вообще, чтобы объединять, просто не нужно возвращать какие-то нерешенные вопросы истории в современную жизнь и пытаться расставлять все точки над "i". На этой почве людей можно только поссорить. Даже сделать врагами, что сейчас, к сожалению, мы наблюдаем. У меня два деда в Великую Отечественную воевали. Один был кадровый офицер, майор, второй был в ополчении. Но оба воевали в Красной армии, и понятно, как я воспитана, и менять в себе ничего не собираюсь. Но я понимаю, что на территории современной Украины есть семьи с другой историей. Возможно, мой дед и, допустим, чей-то дед воевали по разные стороны, но это ведь не означает, что мы, их потомки, сегодня должны быть врагами. 

Если мы хотим, чтобы страна объединилась, жила нормально и люди с уважением друг к другу относились, мы не должны ни при каких условиях тянуть проблемы из прошлого в настоящее. Именно поэтому мы посвятили весь день на канале Дню Победы 9 мая 1945 года, а не 2014-го. 9 мая 2014 года - это другой день, его тоже можно обсуждать, но это уже наша с вами жизнь сегодняшняя, а то - история, наша память, и нельзя сегодня подвергать итоги той войны сомнению.

"Для журналиста важно оставаться беспристрастным на войне"

- Чего не хватает украинскому телевидению и в целом СМИ? Многие говорят: включаешь телевизор и… начинается отвращение, поэтому люди стараются сегодня уходить от новостей в любом их виде.

- Ни одно украинское СМИ не было готово к тому, что в стране начнут происходить такие драматические события. В первую очередь средства массовой информации должны реагировать на запросы общества. 

Есть события №1, сейчас ясно какие: прекратятся ли на востоке военные действия, что произойдет с целостностью страны. Эти события формируют будущее Украины, но они очень тревожные. А негатив происходящего вызывает у людей неприятие. Но было бы странно, если бы СМИ все это замалчивали. Другое дело - как это подается. 

Хотелось бы, чтобы продукт был более качественным. Чтобы было больше аналитики, чтобы был понятен контекст происходящего. Проблема часто в недостаточно высоком уровне образования журналистов, любых - телевизионных, пишущих. 

Многие нетребовательны к себе, мало книжек читают, уверены, что их мнение единственно правильное. Нет желания понять, а есть - просто навязать свою точку зрения. Поэтому чаще всего если зритель страдает, то скорее всего от некомпетентности журналистов.

- Анна, в 90-х вы как журналист освещали события в Чечне. Можете посоветовать журналистам, работающим на востоке в горячих точках, чего не стоит ни в коем случае делать? Какую не стоит подавать информацию? Потому что когда только начались события в Славянске, мы столкнулись с тем, что большинство журналистов ринулись туда за романтикой, для них это было как игра…

- Игра для тех, кому свойственно играть в силу возраста. Когда я поехала в Чечню, это была первая чеченская кампания, мне было всего 22 года. Это еще такой возраст, когда инстинкт самосохранения не очень развит, зато есть иллюзорное представление о некой романтике войны, если в тебе авантюрная жилка присутствует. 

- Вы сами просили, чтобы вас отправили тогда?

- Я не просила, но точно помню, что очень хотела и сказала об этом. Представления о войне до поездки у меня были совершенно другими. Если бы сейчас меня, журналиста с опытом, отправляли на войну, я бы не отказалась, но вряд ли хотела бы этого. Я уже знаю точно, что нет ничего хорошего, когда ты видишь трупы, кровь, несчастье людей, зная, что они - заложники какой-то большой геополитической игры.

- Какие советы, с учетом вашего военного опыта, вы дали бы журналистам, которые сейчас работают в горячих точках на востоке страны?

- Прежде всего всегда нужно помнить о цели пребывания там, о цене вопроса, цене твоей жизни и жизни оператора, если речь идет о ТВ. Нередко журналист рискует неоправданно. Вот на Западе есть специальные курсы, школы, которые готовят журналистов для работы в горячих точках, дают набор специальных навыков. 

Большинство наших журналистов не знают, как нужно работать в зоне вооруженных конфликтов. И это неправильно: ты должен выжить и снять материал, а не героически погибнуть. Ведь твоя задача - информировать людей. 

И еще для журналиста важно оставаться беспристрастным, не демонстрировать на войне свою точку зрения. Это точно не то место, где нужно ее проявлять, по какую сторону конфликта ты бы ни находился.

- Многие, кто работал на канале "Интер" в начале 2000-х, сейчас ушли в политику. У вас не возникало никогда такой идеи?

- Нет. Я люблю телевидение, мне нравится предметная деятельность, я очень понятно устроенный человек. 

Когда удается сложный телепроект, как, например, наши концерты к 9 мая, ко Дню независимости, или "Песня года 2013", или документальный фильм "Квитка Цисык", и становится ясно, что он успешный, у него высокие рейтинги, я счастлива, потому что мне понятно, на что я трачу свое время. 

А в политике увидеть конкретный результат сложнее. Особенно в украинской, когда масса времени тратится на преодоление различных препятствий.

"Новостного канала пока в планах нет"

- Одно время говорили о создании в рамках группы "Интер" информационного канала, который будет выдавать новости круглосуточно. По крайней мере слухи были. Они правдивы? Планируете ли вы также развивать нишевые каналы.

- Новостного канала пока в планах нет, во всяком случае - в ближайших. Что касается развития нишевых каналов, то мы стараемся их развивать. Например, на осень готовится ребрендинг канала К1. Мы хотим вывести канал на новый уровень, есть достаточно интересные идеи по производству. Сейчас запущены в работу пять пилотных проектов. Если они все будут успешны, то с нового сезона они появятся на К1. Я очень верю в этот канал, потому что молодая женская аудитория очень востребована рекламодателем, при этом ниша эта до конца не освоена.

Очень интересный канал "Мега": в жанре научно-популярного вещания у него нет аналогов. Не так уж мало, как оказывается, в нашей стране людей, которые хотят думать и узнавать что-то новое, чем-то интересуются, расширяют свой кругозор.

Анна Безлюдная - руководитель Inter Media Group (куда входят телеканалы "Интер", "К-1", "К-2", "Мега", "Пиксель", "Enter-фильм" и другие).

- Есть ли у вас видение того, каким станет "Интер" через полгода или год?

- Я очень рассчитываю, что на "Интере" появятся собственные авторские программы, будет больше качественной документалистики. В течение последнего времени в Украине царило сплошное информационное и развлекательное телевидение. Или новости, или развлечения, или что-то среднее между этим. Интересных авторских проектов почти не было. А ведь субъективный, авторский взгляд сейчас может оказаться более востребованным, чем покупные форматы. 

Вопрос в том, чтобы сделать качественный продукт. Сейчас люди хотят знать больше. Для того чтобы получить эмоции, знания не нужны. А для того, чтобы иметь позицию, особенно конструктивную, они необходимы. Плюс - нашему телевидению всегда не хватало личностей, а теперь в особенности. Поэтому сейчас мы запускаем в производство ряд проектов собственного производства, в том числе авторские, даже публицистические. 

Так что через полгода или год на "Интере" будет много авторской журналистики. Но и все, что должно быть на первой кнопке страны, тоже останется: позиции лидера обязывают.

От редакции. Мы приглашаем принять участие в дискуссии о будущем медийного пространства страны руководителей СМИ, от которых зависит информационная ситуация в Украине.