Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Унитарная модель и абсолютизм президентского правления несовместимы с народовластием

Унитарная модель и абсолютизм президентского правления несовместимы с народовластием
Фото: Василий Нимченко считает, что новая власть не должна повторять ошибок предшественников.
Так уж исторически сложилось, что при смене власти в Украине новое руководство не воспринимает предлагаемые предшественниками варианты усовершенствования системы социально-экономического развития страны и обеспечения гарантий конституционных прав и свобод граждан. Это порождает хаотические и непродуманные изменения и зачастую вредит становлению гражданского общества и развитию государственности.
 
В свете последних трагических событий в Украине стали очевидными все дефекты управления обществом и изъяны механизма государственной машины относительно функций и полномочий государства, которые оно должно выполнять согласно Основному Закону Украины.
 
Если обратиться к вопросу адми­ни­с­тративно-тер­ри­то­риальных реформ, то по количеству концепций таких преобразований, соответствующих парламентских слушаний, собраний мэров городов и форумов представителей местных органов самоуправления можно отчетливо проследить количество смен президентов и правительств Украины. История нормотворчества в стране помнит "эпохальную" попытку проведения административно-территориальной реформы вице-премьер-министром Романом Бессмертным, которая, к сожалению, так и осталась в границах Макаровского района Киевщины. Справедливости ради необходимо отметить, что предложение автора о совершенствовании системы местного самоуправления имело рациональное зерно. Эта реформа закладывала первый камень в фундамент территориальной организации государственной власти, новой модели управления территориями Украины с полномочиями и элементами государственности, характерной для федеративной модели. 
 
Последующие концепции реформ, которые декларировали намерения децентрализации в осуществлении государственной власти и сбалансированности развития регионов, оставляли открытыми вопросы о возможности реального реформирования системы управления в регионах, о предоставлении местным органам самоуправления, территориальным громадам и их объединениям полномочий учредителей и носителей власти.
 
Реформаторские центры по разработке концепций децентрализации власти и совершенствования системы местного самоуправления находились, как правило, в Кабинете министров - высшем органе исполнительной власти страны, который реализовывал и "претворял в жизнь" государственную политику президентской абсолютизации власти, инспирированную из Администрации президента. Именно глава государства, стремящийся заполучить абсолютную власть, разглагольствовал об "освобождении энергии граждан" путем смены устаревшей модели власти, рассказывая сказки о заоблачном радужном будущем. 
 
Борьба Виктора Ющенко за президентское кресло стала движущей силой оранжевой революции 2004 года. Принимаемые им на посту президента указы о неконституционном разгоне парламента являются более чем очевидным примером неприятия им представительной и непосредственной форм демократии. Оспаривание в Конституционном суде актов правительства, чтобы воспрепятствовать реализации их положений, было попыткой заполучить В. Ющенко как главой государства абсолютную власть. Если быть точным, 114 актов Кабинета министров Виктора Ющенко были обжалованы в суде с приостановлением их действия. Более 95% его требований суд признал беспочвенными.
 
В таком случае о каком конституционно-правовом и орга­ни­­зационном ре­формировании системы управления госу­дарственной власти и самоуправления может идти речь?
 
О готовности "местной власти жить в Европе" Ющенко говорил на Всеукраинской конференции, обсуждая тему самоуправления и прозрачности деятельности органов власти. Но именно из-за стремления Ющенко узурпировать власть и установить диктат центра остались нереализованными инициативы мэров городов, Всеукраинской ассоциации органов местного самоуправления "Украинская ассоциация районных и областных советов".
 
Остались невостребованными попытки главы державы инициировать принятие новой редакции Конституции, для разработки которой даже была утверждена Конституционная комиссия.
 
Так, после 2005 года канули в Лету попытки административных и политических реформ 2000-го и 2004-го, бесславно преданы забвению программные "Десять шагов навстречу людям" третьего президента Украины, а приход к власти четвертого президента государства ознаменовался стремлением "услышать каждого".
 
Янукович предложил концепцию реформирования местного самоуправления и территориальных организаций власти в Украине и даже определил срок ее реализации - 20-й год XXI столетия.
 
"Украинский выбор" неоднократно доказывал общественности несостоятельность предложенного концепта реформ, "реализаторами" которого остались все те же исполнители из Секретариата президентской администрации. Мы акцентировали внимание на том, что для создания видимости, правдоподобности реформ была создана президентская структура - Конституционная ассамблея по "модернизации" действующей Конституции. 
 
Эти обстоятельства в совокупности с изжившей себя унитарной формой стали одной из причин подмены государственного управления абсолютной властью президента и его ближайшего окружения, осуществивших коррупционное присвоение национальных богатств и приватизацию государства в целом. В международной практике разновидность такой коррупции определяется как "пленение государства". Данная система управления и узурпация власти народа является ничем иным, как клановой родовой организацией диктатора, поставившего себя над Законом. Это привело к очередной революции, гражданскому противостоянию, крови и смерти людей, вышедших на баррикады, чтобы бороться с диктаторским режимом правления, узурпацией власти.
 
С очередным витком реформаторской активности новая власть не должна повторять ошибок предшественников, чтобы ее идеи и инициативы не оказались пустоцветом на правовом поле. 
 
Сегодня, когда в Украине начинается очередная пиар-кампания по реформированию системы территориального управления под брендом "вся власть громадам", такое развитие событий представляется вполне возможным. Особо настораживает толкование идеи децентрализации власти, предложенное 
14 марта 2014 года вице-премьером Владимиром Гройсманом. Как утверждает Арсений Яценюк, к 15 апреля 2014 года парламенту будет представлен проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины, которые, по всей видимости, должны определить вектор реформирования системы самоуправления. 
 
В любом случае премьер-министр планирует введение института префекта на уровне  администра­тив­но-территориальных единиц. В то же время господин Гройсман говорит о предстоящей децентрализации власти без передачи регионам каких-либо полномочий. При таких противоречиях можно сделать вывод о фальстарте реформы организации территориального управления.
 
"Украинский выбор", согласно требованиям международных норм и национальной правовой базы, подготовил Концепт федеративной реформы в Украине. В нем предусмотрена реальная децентрализация власти, обеспечение гарантий для реализации гражданских прав на самоуправление и самоорганизацию на уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления и территориальных громад. 
 
Федеративная модель государственного устройства сегодня является наиболее перспективной: на 27 федеративных государств в мире приходится более 80% производства мирового ВВП. Переход к федерализации обеспечит стабильный рост и становление Украины как мощной и конкурентоспособной державы, поможет сохранить территориальную целостность и экономический суверенитет.
 
n Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
 
ОТ РЕДАКЦИИ
 
Тема, поднятая автором статьи, сейчас как никогда актуальна для Украины. Актуальна, сомнительна, спасительна - можно относиться по-разному. Безусловно одно - этот вопрос необходимо обсуждать, поэтому мы начинаем публикации на подобные темы. Могут высказаться на предложенную тему и политики, чьи имена упоминаются в статье.