Самолетом, на котором разбился  Локомотив , управлял не командир корабля, а второй пилот

Самолетом, на котором разбился "Локомотив", управлял не командир корабля, а второй пилот

За украинским вундеркиндом Даниилом Собченко охотились заокеанские клубы...

Погибли молодые ребята, полные сил и надежд на будущие победы. У многих остались семьи и дети, а кто-то еще и сам был, по сути, ребенком... 

Объявлено, что в Ярославле будет открыт мемориал в память о погибших хоккеистах. Расследование этой страшной аварии взял под личный контроль президент РФ. Специально созданная комиссия по расследованию ЧП продолжает работу. О ее предварительных итогах нам рассказали в Следственном комитете России.

Летчик сильно нервничал

Сегодня уже точно известно, что никаких поломок в самолете Як-42 не было.

Межгосударственный авиационный комитет озвучил первые результаты экспертизы "черных ящиков" Як-42. По данным расшифровок, самолет был полностью исправен. Все приборы работали в штатном режиме, стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение. Однако теперь еще непонятнее: почему самолет-то упал? Остается ждать расшифровки "речевого" самописца, который записывал разговоры в кабине пилотов.

 Муссировалась версия, что аэропорт (в прошлом военный, а затем переделанный под гражданский) был не готов к отправке самолетов, а взлетно-посадочная полоса была слишком маленькой, так что ее не хватило лайнеру для разгона. Но эксперты считают, что трехкилометровой ВПП более чем достаточно для маленького "Яка", с этой полосы успешно взлетали даже тяжеловесные "Русланы". Проверки выявили, что аэровокзал имел все разрешающие документы на работу в пассажирской авиации. Версия о некачественном топливе также не подтвердилась.

Увы, но, похоже, не исключена версия - ошибка пилотирования. Причем она произошла при отличных погодных условиях.

И вот какая картина вырисовывается у следствия на данный момент. Cначала все шло, как положено: пилот доложил диспетчеру о готовности к взлету и получил разрешение. В 16 часов лайнер вырулил на полосу и начал разбег. Самолет проехал всю взлетно-посадочную полосу и выехал за нее на гравий, не успел набрать безопасную высоту, столкнулся с антенной курсового маяка, загорелся и рухнул...

Установлено, что за штурвалом самолета был второй пилот Игорь Жевелов 1962 года рождения. Ранее он работал по профессии в Красноярске. В фирму "Як-сервис" устроился несколько лет назад (с 1999 года там работала администратором его жена). Этот трагический полет для Жевелова был ­обучающим: раньше он летал на других самолетах, и опыта полетов на Як-42 у него не было. Патронировал полет командир экипажа 44-летний Андрей Соломенцев. Персонал аэропорта уже дал показания. Все в один голос говорят, что Соломенцев сильно нервничал перед полетом, и было заметно, что он явно не в себе. Говорят, что, возможно, у него были проблемы в семье.

Может быть, именно из-за своего нервозного состояния он вовремя не заметил ошибку второго пилота и не успел принять экстренные меры?

Сегодня эксперты обсуждают, почему командир не дал приказа остановить неудачный взлет. Ведь Як-42 прошел всю взлетно-посадочную полосу, но так и не смог оторваться. Вероятно, пилот начал поднимать самолет в воздух, когда тот еще не набрал нужной тяги. Как рассказывают эксперты, Як-42 безопасный самолет, может летать на двух двигателях, способен совершить посадку с неисправностями, а вот взлететь без достаточной мощности категорически не может.

Не хватило опыта?

- Самолеты Як-42 достаточно надежные, - рассказал "КП" Владимир Герасимов, заслуженный летчик России, специалист по безопасности полетов, принимавший участие в расследовании многих авиакатастроф. - Данная авария уникальна: впервые в истории российской авиации Як-42 упал на взлете. Я думаю, это ошибка пилота. Могу предположить, что экипаж начал разбег при неверном положении стабилизатора.  

Видимо, когда самолет начал набирать скорость, пилот потянул штурвал на себя и совершил так называемую "лейтенантскую ошибку", которую допускают молодые, неопытные или неквалифицированные летчики. Попытка поднять лайнер при малой тяге двигателя сродни самоубийству! Не стоит также забывать, во время этого рейса командир выступал в качестве пилота-инструктора, а управлял второй пилот. Который раньше тоже работал командиром экипажа, только другого типа самолета. Жевелов и Соломенцев - пилоты одного возраста, оба имели опыт командования экипажем. А ведь случается, что когда два лидера возле штурвала - фактически самолетом никто не управляет.

- В СМИ сообщили, что самолетом управляли опытные пилоты. Я с этим не могу согласиться, - продолжает Владимир Герасимов. - У второго пилота налет 400 часов, у командира - 1500 часов. На самом деле это мало. В авиации принято считать, что у второго пилота должно быть больше тысячи, а у командира - три тысячи часов налета. Но каких-то нормативов на этот счет сегодня не существует. Нет и четкого госконтроля за расплодившимися мелкими авиакомпаниями. Сложилась аховая ситуация: вузы и авиационные училища выпускают "полуфабрикаты", это первоначальная летная подготовка. Дальнейшая подготовка и переподготовка идет уже в авиакомпании, которая принимает пилота на работу. Поддержание летной годности - тоже в авиакомпании, на летных разборах, в учебно-тренировочных отрядах, которые сейчас называются ЦПАП - центр подготовки авиационного персонала. Они имеются в крупных компаниях, а вот есть ли такой в "Як-сервис" - не знаю. Но мелкие авиакомпании должны отправлять на переучивающие полеты в действующие ЦПАП, а не пускать все на самотек и русское авось. Нередко они только получают выгоду, ничего не вкладывая, экономя средства, время. Это аксиома: сколько бы пилот ни летал, но, если он пересаживается с одного самолета на другой, он обязательно нуждается в переподготовке. 

Для Ярославля
Для Ярославля "Локомотив" был не просто командой. Их обожали, на них равнялись, в честь них называли детей. Фото Анатолия ЖДАНОВА.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ 

В России появится Кубок "Локомотива" 

Континентальная хоккейная лига приняла решение увековечить память об ушедшей от нас команде. Отныне поединок между прошлогодними финалистами, который традиционно открывает новый сезон, будет называться матчем на Кубок "Локомотива". В этом розыгрыше его обладателем стал уфимский "Салават Юлаев". Уступая "Атланту" по ходу матча 3 гола, уфимцы сумели взять верх со счетом 5:3.

Весь сезон клубы КХЛ будут играть со специальной нашивкой, напоминающей о трагедии. Кроме того, памяти ребят из "Локомотива" будет посвящен  Матч всех звезд Континентальной хоккейной лиги, его намечено провести в январе в Риге.  

- Мы тщательно продумаем формат этого вечера, подберем нужную тональность. Но уже сейчас понятно, что проводить его следует не так шумно и празднично, - сказал президент КХЛ Александр Медведев. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт