Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Откуда берутся речи президентов и премьеров

Откуда берутся речи президентов и премьеров
Фото: Спичрайтеры проставляют даже ударения в текстах выступлений Януковича.

На прошлой неделе с отчетом о первых ста днях работы в кресле премьер-министра выступил Николай Азаров. А незадолго до главы правительства с подобной торжественной речью (тоже о ста днях на посту) обратился к народу президент Виктор Янукович.

Мы попросили профессиональных риторов проанализировать приемы, которые политики применяют в важнейших публичных обращениях.
 
СПИЧРАЙТЕРЫ ЯНУКОВИЧА - ЛЮБИТЕЛИ ФОЛЬКЛОРА
- Как показало время, наш сегодняшний президент - очень способный «ученик»: за относительно короткое время он сумел выучить украинский язык, и тот Янукович, которого мы помним в 2004 году, преобразился, - уверяет доктор педагогических наук, преподаватель и эксперт в области риторики Татьяна Иванова. - Уверена, у этого человека есть железная воля, трудолюбие, а это значит, что ему многое по плечу, тем более - стать хорошим ритором и оратором.
Способности Януковича к познанию силы слова - лишь верхушка айсберга: его «подводную» часть составляет работа команды имиджмейкеров, специалистов по невербальной коммуникации (жестам, мимике).
Изменилось и содержание речей теперь уже законного главы государства. Если у президента вдруг возникают проблемы с эрудицией и воображением, на помощь приходят спичрайтеры, то есть речеписцы, из-под пера которых появляется большая часть фраз, которые мы слышим по радио и телевидению.
Родившись в начале ХХ века, профессия спичрайтера успела эволюционировать от секретарских функций до едва ли не вершителей судеб в эпоху позднего Горбачева. Тексты выступлений Виктора Януковича обычно составляет штатный сотрудник, а выверяет их нынешняя замглавы Администрации президента Анна Герман.
По словам Ивановой, украинские политики (и не только они) используют в своих речах несколько видов речевого воздействия на аудиторию:
  •  эпатажный,
  •  агрессивный,
  •  энергичный,
  •  саркастический,
  •  взывающий к жалости.
- В эпатажных текстах имеют место апелляция к фольклору, обращение к христианству, к духовным и этическим ценностям народа, - рассказывает эксперт. - Как правило, грамотные спичрайтеры всегда используют этот стиль в начале выступлений.
Не стала исключением и инаугурационная речь президента:
«Что я чувствовал, держа руку на Святом Пересопницком Евангелии? Ответственность и смирение перед народом Украины, который в ходе свободного волеизъявления отдал за мою кандидатуру большинство голосов, перед Всевышним, волей которого я вступаю на пост главы Украинского государства в такое непростое для него время».
 
«АГРЕССОРЫ» ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА
Следующая часть речи, отмечает Татьяна Иванова, написана в агрессивном стиле: Янукович говорил о сложности ситуации, в которой находится страна, перечислив проблемы: долги, бедность, разруха в экономике, коррупция.
«Страна находится в крайне сложной ситуации: отсутствие государственного бюджета на текущий год, колоссальные долги по внешним заимствованиям, бедность, развалившаяся экономика, коррупция - вот далеко не полный перечень бед, из которых состоит украинская реальность», - сказал президент.
- Тексты агрессивного типа заставляют человека чувствовать себя обиженным, униженным, оскорбленным, обманутым, но не беспомощным и ущербным, - отмечает эксперт. - Грамотно написанные тексты призывают активно действовать, мстить. Основным смыслом выступает идея об опасности врага, который сделал нашу действительность «отвратительной, мерзкой, страшной», и с этим нужно бороться.
Дальше, по словам Татьяны Ивановой, «эстафету» в речи президента «подхватил» энергичный тип текста, который строится в формате «проблема - решение»:
«Несмотря на это, я считаю, что государство можно не только спасти от социально-экономического коллапса, но и быстро вывести на путь ускоренного развития. Если бы не эта уверенность и эта вера в собственные силы, силы своей команды и силу украинского народа, я никогда бы не баллотировался в президенты. Я знаю, что и как нужно делать».
Эксперт рассказала, что основная идея «энергичных» текстов заключается в неповторимости нашего Отечества и уникальности каждого человека в отдельности. Характерны призывы к добру, справедливости, честности. Они вселяют в человека оптимизм, надежду, призывают вместе жить и работать.
В политических дебатах - особенно в период избирательных кампаний - особую популярность приобрел сарказм. Словно на дуэли, политики соревнуются в острословии, стремясь вызвать у избирателя чувство насмешки, недоверия, а иногда и презрения. Не исключение - и президент. Татьяна Иванова напомнила лишь небольшой эпизод последней предвыборной кампании, связанный с лозунгом Тимошенко «Вона працює».
- Виктор Янукович, собрав факты о неутомимой «праце» Тимошенко, сказал: «Якщо так «працювати» - то краще піти та відпочивати». Алаверды Тимошенко посылает ему: «Если президентом Украины станет Янукович, то гимном страны будет песня «Владимирский централ».
Еще один пример саркастического высказывания продемонстрировал Владимир Путин во время недавнего визита в Украину. «За такие деньги я бы съел вашего президента», - съязвил он на пресс-конференции, намекая на то, какую дорогую цену заплатит Россия за «парковку» своего флота в Севастополе.
- Чаще всего такие фразы подготовлены заранее. Бывает, что они получаются действительно случайно - но тогда это высший пилотаж, - рассказывает известный в политических кругах «социальный конструктор» и политтехнолог Сергей Гайдай. - И в таком случае они могут раскрывать внутреннюю сущность политика. Помните, на памятном выступлении Янукович рассказал о «козлах, которые мешают нам жить» (октябрь 2004 года. - Авт.).
По мнению Гайдая, пока что важны не форма речи Виктора Януковича, а его поступки непосредственно после провозглашения «вечных ценностей».
- Когда речь бессодержательна, начинают замечать падающие венки, а после «стебутся» над президентом, - указывает он на недавний конфуз во время официальной церемонии с участием Януковича.
 
ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР МОРОЗ «ПРОЛЕТЕЛ» НА ВЫБОРАХ
Большие политики умели зажечь нации по-настоящему большими идеями, лишь внятно артикулируя, применив дар убеждения и эмоциональность в своих речах. «Новый курс» Франклина Рузвельта, «Новые рубежи» Джона Кеннеди, «Великое общество» Линдона Джонсона никогда не имели бы будущего, если бы их идейные вдохновители основывались бы лишь на мировоззренческой составляющей своих больших идей. Те же особенности - и в Украине. Политтехнолог убеждает: в любой публичной речи борются между собой два начала - смысл и форма.
- Для большинства наших политиков содержание речи - непреодолимая проблема, ведь у них нет по-настоящему стоящих идей, которые они хотели бы донести до своих слушателей, - считает Гайдай. - Второй аспект - форма выступления политика. Он может иметь глубокие, содержательные мысли, но совершенно не уметь донести их до зрителей и слушателей.
Татьяна Иванова добавляет: чтобы «завести» слушателей, грамотный политик должен обладать харизмой, позитивной энергетикой, креативными способностями. Кроме того, высоким уровнем общей культуры, широтой эрудиции, богатыми речевыми идиомами, накопленными и хранимыми долговременной памятью. Именно эти «кнопки», по ее мнению, существуют для того, чтобы спич политика принес максимально полезный эффект, желательно в виде электоральной поддержки.
Впрочем, есть и иное мнение. Как считает министр образования и науки Дмитрий Табачник, которому в бытность руководителем президентской Администрации в 90-е годы также не единожды приходилось сочинять речи своему непосредственному руководству, прямой зависимости между умением говорить и электоральным успехом нет.
- Потому что, например, хороший оратор Александр Мороз - и убедительный, и логичный - потерпел поражение со своим списком (на парламентских выборах 2007 года. - Прим. авт.). Или, например, когда Народно-демократическая партия достигла определенных успехов, но я не припоминаю, чтобы в ее рядах были яркие и харизматичные ораторы, - рассуждает министр. - Вообще же в эпоху молодой демократии работу политика можно сравнить с общественными функциями астролога. Каждый из больших астрологов рассказывает о том, что он правильно предсказал и угадал, но если просмотреть их интервью за 5 или 10 лет, то процент предсказанного или предугаданного вовсе не будет высоким. То же можно сказать и о политиках: проблема молодой демократии - в необязательности предвыборных высказываний и сути политических действий. После электоральной победы именно это погубило и унесло в могилу многие политические партии и политиков-лидеров.
 
ЗРИТЕЛИ УСТАЛИ ОТ РАСКОДИРОВКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ШИФРОВ
Дмитрий Табачник считает, что наибольшие шансы на успех имеют те «слуги народа», которые всегда идут в ключе своих основных идей и чьи электоральные обязательства после победы на выборах не расходятся с конкретными действиями. Министр утверждает: украинский народ обладает памятью - и приводит в пример опыт политсил, «выпавших» из парламента - СПУ и СДПУ(о): электорат попросту перестал доверять им после невыполнения обещаний.
Это же заметили и политтехнологи. Так, по словам Гайдая, безоговорочное доверие к политикам - участникам телешоу может характеризовать зрителя едва ли не как «слабоумного».
- Как правило, ни одно из обещаний политиков, декларируемых перед выборами, не исполняется. Стало быть, все, что мы наблюдаем по телевизору, - веселая профанация, - утверждает Сергей Гайдай.
А его коллега, политолог Дмитрий Выдрин, в начале века успевший потрудиться в Администрации президента Кучмы на должности руководителя группы спичрайтеров, добавляет: к «порокам» политиков относится и их увлеченность телеэфирами.
- Придыхание голоса там ценится выше, чем наполнение речи каким-то содержанием; броский внешний вид запоминается лучше, чем глубина мысли; умение эффектно отбрить, словесно унизить оппонента считается круче, чем умение вдумчиво проанализировать его мысли, - сокрушается он. - Сегодня популярно все яркое, блестящее, «сорочье» - воздействующее на самые простые инстинкты избирателя. И он реагирует, судя по рейтингам. Налицо запрос общества в политике на вульгарно ярких и до слез понятных двухмерных людей. А не на трехмерных, чью суть надо еще вскрыть и раскодировать.
 
 
КСТАТИ
 
«Фирменный» стиль наших политиков -«давить на жалость»
 
Есть у наших политиков и свое ноу-хау. Это - стиль политических речей, взывающий к жалости: технология, по словам Ивановой, изысканная в плане воздействия на психологию именно украинского народа.
- Ничего нового: еще в начале ХХ века Теодор Рузвельт, выступая перед избирателями, инсценировал покушение на свою жизнь. Когда «пуля» попала ему в грудь, он, пошатываясь, отстранив помощников, воскликнул: «Друзья, пуля пронзила мое тело. Враги не хотят видеть Америку великой и свободной. Но даже сейчас, перед лицом смерти, я закончу свою речь и призову свой народ строить великую страну!» Эта инсценировка решила исход президентских выборов. Теодор Рузвельт стал президентом. «Ви усіх нас не отруєте!» - вспоминаете?
«Давить на жалость» будут всегда. Ну, по крайней мере до тех пор, пока в украинском обществе будет потребность в подобном «низком» жанре. И лишь когда самый последний избиратель поймет, что именно нужно ему от политика, когда сформируется внутренняя духовная культура, Украина сможет наконец перейти от «формы» к «содержанию» - и начнется настоящее развитие. А пока что выступления политиков напоминают чемпионат грубиянов и попрошаек…
БУДЬ В КУРСЕ
Самые успешные приемы ораторов
Свои речи Демосфен обычно начинал словами: «Граждане афиняне!», напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью. Слушателей он постоянно держал в напряжении, стремился сделать единомышленниками.
 
Речи известнейшего римского оратора и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона получили огромнейшую известность благодаря его широкому ассоциативному ряду. Кроме того, в свои речи Цицерон вплетал множество афоризмов, которые делали речь живой и одновременно умной. Известнейшие из них: «Когда гремит оружие, законы молчат» и «Познай самого себя».
 
Римский полководец и государственный деятель Марк Порций Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен». В конечном счете в результате Третьей Пунической войны полумиллионный город Карфаген был полностью уничтожен.
 
Йозеф Геббельс, ведущий пропагандист нацистской Германии, использовал принцип «две правды - четыре лжи». Суть его в том, чтобы вызвать доверие у слушателя, после чего внедрить в его сознание любую идею. Любимое высказывание Геббельса - «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».
 
После терактов 11 сентября 2001 года Джордж Буш - мл. задумался над идеологическим объяснением войны в Афганистане и Ираке. Специально для него спичрайтер Майкл Джерсон придумал термин «ось зла» (также предлагалось - «ось ненависти»), в которую вошли Иран, Ирак, Афганистан и Северная Корея. Термин признан одним из самых образных за сто лет.
 
В ТЕМУ
 
Как Кучма Клинтона переплюнул
Речи для президента Кучмы писали различные «творческие группы», в которые входили его помощник Александр Разумков, советник Анатолий Гальчинский и их коллеги. Несколько раз альтернативную творческую группу возглавлял и нынешний министр образования и науки Дмитрий Табачник.
- В нее входили тогдашний вице-премьер-министр Иван Курас и начальник управления гуманитарной политики Администрации, профессор Василий Кремень. Мы состязались: показывали президенту оба варианта речи, иногда объединяли фрагменты, но чаще какой-либо из двух вариантов дорабатывался, - рассказывает Табачник. - В более позднее время в Администрации президента создавались объединения спичрайтеров, но они оставались «за кадром». Так, подготовкой целого ряда ежегодных посланий занимался Владимир Литвин, позже ставший главой Администрации.
Дмитрий Табачник рассказал об одном из эпизодов своей «спичрайтерской» работы для президента Кучмы. Произошел он в мае 1995 года, когда в Киев прибыл с официальным визитом президент США Билл Клинтон.
- МИД подготовил несколько вариантов выступлений, крайне сухих, скучных, бесцветных. Президент их забраковал. Потом поработала группа профессиональных литераторов - тоже не понравилось. А когда положение стало совершенно критическим, была создана рабочая группа под моим руководством: в нее входил, например, экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк.
Закрывшись в кабинете Табачника на двое суток с бутербродами и чаем, группа подготовила несколько вариантов выступлений - Леонид Кучма произнес их на Михайловской площади и на торжественном приеме в честь гостей. А на второй день визита к Табачнику подошел замгоссекретаря США Строуб Тэлботт с глазами, красными от недосыпа:
- Наш президент, услышав речь Кучмы, сказал нам за ночь переписать все тексты выступлений. Устроил форменный «разгон» - мы всю ночь работали! - пожаловался чиновник.