Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Из записей «черных ящиков» самолета Леха Качиньского: «В общих чертах здесь полный п...ц» [Расшифровка переговоров, видео]

Опубликованная часть записи начинается в 10:03. Польский борт №101 ведут минские диспетчеры. Атмосфера в кабине пилотов дружелюбная, они обсуждают карьеру кого-то из знакомых летчиков. Помимо экипажа в кабине находится «неустановленный абонент».

10.11 2П: «Нет, ну земля видна, что-то видно, может, не будет ничего страшного».

Ровно за полчаса до катастрофы второй пилот робко высказывает сомнения по поводу погодных условий.

10.14 Диспетчер на английском языке сообщает экипажу: «Видимость 400 метров, туман».

10.17 КВС: «Плохо, появился туман, неизвестно, сядем ли мы».

А: «А если не сядем, тогда что?»

КВС: «Уйдем».

Командир воздушного судна озвучил погодные условия и перспективы. Неустановленный голос поинтересовался запасным вариантом. Командир сообщил, что самолет может уйти на запасной аэродром.

В 10.22 с экипажем начинает работать смоленский диспетчер.

10.23 Д: «Polish Foxtrot 1-0-1, остаток топлива, топлива сколько у вас?»

КВС: «Осталось 11 тонн».

10.24 Д: «А запасной аэродром у вас какой?»

КВС: «Витебск, Минск»

Очевидно, диспетчер сомневается в возможности посадки на аэродроме «Северный», поэтому и запрашивает данные по топливу и запасным аэродромам.

10.24 КВС: «Я понял, дайте, пожалуйста, метеоусловия».

Д: «На Корсаже туман, видимость 400 метров, 4-0-0 meters».

КВС: «Температура и давление, пожалуйста».

Д: «Температура плюс 2, давление 7-45, 7-4-5, условий для приема нет».

10.25 КВС: «Спасибо, ну если возможно попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг».

Д: «1-0-1, после контрольного захода у вас топлива хватит на запасной?»

КВС: «Хватит, Разрешите дальше снижение, пожалуйста».

Д: «1-0-1, с курсом 40 градусов, снижение 1500».

Черные ящики польского борта №101.

Диспетчер аэродрома «Северный» снова сообщает о погоде, давая четко понять, что садиться в таких условиях нельзя. Командир экипажа сообщает, что готов совершить пробный заход и просит разрешение на снижение. Диспетчер дает разрешение. Параллельно этому разговору на другой частоте второй пилот связывается с экипажем польского Як-40, который за полтора часа до происходящего приземлился на смоленском аэродроме.

10.25 044: «Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный п...ц. Видно метров 400 приблизительно и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно».

2П: «А вы произвели посадку уже?»

044: «Ну нам повезло в последний момент сесть. Но честно скажу, что можете попробовать конечно. Но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь, например, в Москву или куда-нибудь.

2П: «Ну ладно, передам это Арэку, пока».

044: «Ну, пока».

Экипаж, как и диспетчер рисует не радужные перспективы. Пилоты понимают, что при минимальных для Ту-154 горизонтальной и вертикальной видимости в 1000 и 100 метров соответственно, условий над Смоленском катастрофически недостаточно. Второй пилот передает командиру этот разговор.

10.26 КВС: «Господин директор, появился туман». В данный момент в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделать один заход, но скорее всего, ничего из этого не получится. Если окажется (нрзб), тогда что будем делать? Топлива нам так много не хватит, для того (нрзб).

А: «Значит у нас проблема».

КВС: «Может полчаса повисеть и улететь на запасной?»

А: «Какой запасной?»

КВС: «Минск или Витебск».

Этот диалог проходил между командиром экипажа и директором  диппротокола МИД Польши Мариушем Казаной, находившимся в кабине. Судя по ответам Казаны, ему не очень нравилась перспектива ухода на запасной аэродром. Далее второй пилот выясняет у экипажа Як-40 толщину облаков, оказывается - не менее 500 метров. С земли польские пилоты сообщают, что в 200 метрах от взлетно-посадочной полосы выставили «ворота» аэродромными прожекторными маяками. Командир экипажа интересуется, прилетели ли русские, очевидно имея ввиду Ил-76, который после неудачных двух заходов улетел на Москву. Узнав об этом командир саркастически говорит: «Отлично».

10.30 А... польский 1-0-1, по давлению 7-4-5, снижение 500.

Экипаж начинает снижаться, в этот момент в кабину снова входит Казана и сообщает: «Пока нет решения президента, что дальше делать».

10.30 2П: «Самое плохое, что там есть дыра, там тучи и появился туман.

Под дырой, возможно, второй пилот имеет ввиду овраг.

10.31   А: «Идем на посадку».

Самолет польского президента разбился под Смоленском в апреле этого года.

Неустановленный голос констатирует, что принято политическое решение.

10.32 КВС: «Заходим на посадку. В случае неудачного захода, уходим в автомате».

10.33 А: «200 метров».

В данном случае неустановленный голос скорее всего имеет ввиду горизонтальную видимость, так как в следующую секунду командир экипажа сообщает о том, что подходит к высоте 500 метров.

10.34 А: «Шасси».

Очевидно, неустановленный голос старше командира экипажа по званию, иначе с чего он командует выпустить шасси. Возможно этот голос принадлежит командующему ВВС Польши Анджею Бласику.

10.35 Д: «500 метров, на военном аэродроме посадку осуществляли?»

КВС: «Да, конечно».

Д: «Прожектора по-дневному слева, справа, в начало полосы».

КВС: «Понял».

Диспетчер сообщил командиру экипажа о том, как стоят «ворота». Далее дал команду на третий поворот, заходя «прямоугольником» на посадку и предупредил: «От 100 метров быть готовым к уходу на второй круг». Здесь имеется ввиду высота.

10.37 КВС: «И выполняем четвертый, польский 101».

Д.: «101, выполняйте».

А: «Он взбесится, если еще (нрзб)».

ШТ: «Полмили у нас осталось».

Экипаж выполняет последний, четвертый поворот перед заходом на посадку. Неустановленный голос под руку говорит, что какие-то маневры кого-то взбесят. Вероятно он говорит о Лехе Качиньском. Далее экипаж выполняет все установленные для захода на посадку манипуляции. Периодически мелькает голос командующего ВВС Бласика.

10.39 Поступает звуковой сигнал ДПРМ - дальней приводной радиостанции с маркером. Это значит, что до ВПП осталось 4 километра.

10.40 Срабатывает сигнализация предупреждения столкновения с землей. Звучит голосовой сигнал TERRAIN AHEAD, означающий, что впереди по курсу на той же высоте земля или гора. Однако экипаж продолжает снижение на 300, 250 метров. Снова звучит голосовой сигнал TERRAIN AHEAD. Штурман докладывает высоту - 200... 150...  TERRAIN AHEAD  TERRAIN AHEAD 100 метров...

10.40.44 Система TAWS выдает новый голосовой сигнал PULL UP, PULL UP.

Это означает, что надо немедленно переходить в набор высоты, однако экипаж игнорирует требования электроники. Снова сигнал  PULL UP, PULL UP. Второй пилот докладывает: «В норме». Шутрман отсчитывает высоту: «100... 90...»  PULL UP, PULL UP. 80 метров...

10.40.51 2П: «Уходим».

Черные ящики польского борта №101.

Второй пилот понял, что надо набирать высоту, но было уже катастрофически поздно.

Снова голосовой сигнал  PULL UP, PULL UP. 60... 50... Диспетчер: «Горизонт 101», - это означает, что самолет практически столкнулся с землей. 40 метров...  PULL UP, PULL UP. 30... Диспетчер: «Контроль высоты, горизонт». Однако экипаж уже ничего не может сделать. 20...  PULL UP, PULL UP - голосовой сигнал орет в кабине без остановки.

10.41.01 2П: «Е.. твою мать!»

10.41.03 Д: «Уход на второй круг!»

10.41.04 Шум от столкновения с лесным массивом.

10.41.04 Крик Kurwaaaaaaaa

Условные обозначения:

КВС - командир воздушного судна
2П - второй пилот
Б/И - бортинженер
ШТ - штурман
А - неустановленное лицо
Д - диспетчер
нрзб. - неразборчивая фраза
TAWS - голосовой сигнал Системы предупреждения об опасном сближении с землей

044 - польский Як-40 с журналистами, прибывшими освещать визит Леха Качиньского. Из Польши в Смоленск Як-40 вылетел раньше президентского борта.