30 апреля

Телескоп Уэбб обнаружил старейшую и самую далекую черную дыру

Фото: space.com

Астрономы с помощью телескопа Джеймса Уэбба обнаружили самую далекую и старейшую черную дыру в галактике GN-z11. Ее масса в 6 миллионов раз больше Солнца, и она активно поглощает материю из окружающей галактики в пять раз быстрее, чем считали ранее. Об этом пишет space.com.

Открытие считается значительным прогрессом в понимании формирования сверхмассивных черных дыр в самых ранних эпохах Вселенной. Ранние галактики были богаты газом, что делало их своего рода "буфетом" для черных дыр. Это вызывает вопросы относительно того, как черные дыры могли достичь такой массы в период, когда Вселенной было менее 1 миллиарда лет.

Существует два основных предположения о том, как черные дыры могли достигнуть сверхмассивного статуса в ранней Вселенной. Они могли появиться как маленькие черные дыры, образующиеся при коллапсе массивных звезд, и с течением времени достигли сверхмассы. Второй вариант предполагает, что огромные облака холодного газа и пыли могли коллапсировать, образуя "зародыш тяжелой черной дыры" с массой в несколько миллионов раз больше солнечной. Этот процесс мог ускориться, приводя к быстрому росту черных дыр в сверхмассивные.

Открытие новой древней черной дыры, масса которой превышает солнечную в несколько миллионов раз, подтверждает теорию о том, что черные дыры могли формироваться из "тяжелого семени" в самых ранних этапах Вселенной.