Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Подводные войны: российский «Посейдон» против американской «Косатки»

Подводные войны: российский «Посейдон» против американской «Косатки»
Фото: Американская "Orcа" сможет путешествовать под водой в аюсолютно автономном режиме / navalnews.com

Беспилотные подводные лодки уже достаточно давно используются для участия в военно-морских операциях. Но до сих пор такие субмарины были небольшого размера, малой дальности действия, а для их запуска и подъема требовался отдельный корабль-носитель. Теперь ведущие страны мира всерьез взялись за разработку этого перспективного оружия. KP.UA выясняла, что с этого получилось.

Россия пугает мегаторпедой «Посейдон»

В РФ хотят развернуть на Камчатке целую дивизию подлодок с ядерными мегаторпедами "Посейдон". Ее формирование должно пройти в конце 2024-го – во второй половине 2025 года. При этом создание береговой инфраструктуры уже идет и должно быть завершено в начале 2024 года.

На данный момент известно лишь о единственном существующем носителе этих мегаторпед - БС-329 "Белгород", переработанном с 949А "Антей" в экспериментальную лодку.

«Посейдон» (второе название «Статус-6») – это, собственно, не торпеда, а беспилотный подводный аппарат, оснащенный ядерной энергоустановкой и ядерной боеголовкой. Основной задачей аппарата является доставка ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника с целью поражения важных прибрежных элементов экономической инфраструктуры и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба, создав обширные зоны радиоактивного загрязнения, цунами и другие разрушительные последствия ядерного взрыва.

  • Длина - 24 метра.
  • Диаметр - 2 метра.
  • Скорость - 70 узлов.
  • Глубина действия - более 1000 метров.
  • Двигатель – ядерный.
  • Боеголовка - 2 мегатонны.

Как утверждают российские СМИ, «Посейдон» способен преодолевать под водой до 10 000 километров, а затем детонировать у побережья, вызывая "радиоактивное цунами". Россияне утверждают, что поражающим фактором является создание искусственного мегацунами с высотой волны 300-500 м с заходом волны на материк при условии равнинной местности до 500 км. Скорость торпеды составляет от 185 км/ч.

"Посейдону" приписывают мегавозможности, хотя его реальное существование пока не подтверждено. Фото: commons.wikimedia.org

США разрабатывают «Змеиную голову» и «Косатку»

Американцы также не пасут задних в этой гонке вооружений. В прошлом году в ВМС США продемонстрировали новую беспилотную подводную лодку Snakehead («Змеиная голова»).

Snakehead - это модульный реконфигурируемый многоцелевой LDUUV, развертываемый с подводных лодок в больших океанских интерфейсах, с автономией миссии и программным обеспечением для транспортных средств. Внешне аппарат напоминает небольшую подводную лодку. Подводные роботы могут быть развернуты с атомных подводных лодок, оборудованных сухими укрытиями на палубе.

Устройство предназначено для длительных миссий и питается от литий-ионных (LiFT) батарей, которые предотвращают каскадный отказ элементов, что позволяет завершить миссию, а также обеспечить безопасность персонала и оборудования.

Также Пентагон заключил контракт с компанией Boeing на строительство четырех сверхбольших беспилотных подводных лодок Orca («Косатка»). 15-метровые роботизированные субмарины с дальностью действия в 12 тыс. км будут работать в открытом море благодаря автономным навигационным системам и топливному модулю.

Подлодка Orca разработана на базе автономной субмарины – Boeing Echo Voyager. Orca оснащена дизель-электрическим приводом и имеет модульную открытую архитектуру, что при надобности позволит расширить ее конструкцию.

Судно может погружаться на максимальную глубину до 360 м и развивать скорость около 15 км/ч. В субмарине есть отсек для полезной нагрузки длиной в 10,5 метра и объемом в 57 м³. Запуск и подъем подлодки не требует корабля-носителя.

Автономная подлодка Orca разработана для выполнения таких операций:

  • траления мин,
  • обнаружения вражеских субмарин,
  • противолодочной обороны,
  • борьбы с надводными кораблями противника,
  • ведения радиоэлектронной борьбы,
  • выполнения ударных и других военных задач.

Пекин имеет «летающую подводную лодку»

Китай якобы тоже разработал новый беспилотник - «летающую подводную лодку», способную вывести из строя оборону авианосца. Исследовательская группа из Восточного Китая утверждает, что разработала и испытала прототип подводного беспилотника, способного плыть под водой, а затем быстро летать по воздуху.

Беспилотник может медленно приближаться к подводной цели и оставаться на одном месте в течение значительного времени, поскольку он приводится в движение четырьмя пропеллерами, в том числе парой передних, которые наклоняются.

Когда дрон достигает поверхности воды, два больших крыла, которые складываются над его спиной, расправляются, позволяя ему летать со скоростью 120 км/ч, что примерно в два раза быстрее, чем у обычного дрона, приводимого в движение лопастями ротора.

Китайский дрон может

Китайский дрон может "выпрыгивать" из воды и атаковать авианосец сверху. Фото: interestingengineering.com

Великобритания идет на европейский рекорд

Британский Королевский флот заключил контракт на сумму 15,4 млн фунтов стерлингов (около 18,8 млн долларов США) на постройку беспилотной подводной лодки под названием Cetus.

«Проект Cetus, названный в честь мифологического морского чудовища, расширяет эксперименты Королевского флота с автономными подводными системами. Это первый этап разработки боевой автономной подводной лодки, которая будет работать бок о бок с пилотируемыми подводными лодками, включая истребитель класса Astute», - говорится в заявлении правительства Великобритании.

Беспилотная подводная лодка будет иметь большую максимальную рабочую глубину, чем нынешний подводный флот, и сможет преодолевать до 100 миль за одну миссию. Дальность может быть увеличена, поскольку невооруженный корабль питается от батарей, а это означает, что его эффективная дальность может быть увеличена за счет установки дополнительных батарей.

Cetus будет иметь длину 12 метров и 2,2 метра в диаметре, весить 17 тонн. Это будет самый большой и самый сложный безэкипажный подводный аппарат, эксплуатируемый европейским флотом. Специальное судно проектируется и строится для Королевского флота технической фирмой MSubs.

Британский Cetus длиной в 12 метров сможет преодолевать расстояние в 100 миль за одну миссию. Фото: building-tech.org

Британский Cetus длиной в 12 метров сможет преодолевать расстояние в 100 миль за одну миссию. Фото: building-tech.org

Индия и Израиль включились в гонку

Индия также разрабатывает огромный боевой подводный беспилотник XLUUV, который будет иметь длину около 50 метров и вес около 300 тонн вместе с полезной нагрузкой. Он оснащен дизельным генератором и батареями, которые обеспечат ему 45 дней работы в море без подзарядки. Максимальная скорость под водой составит не менее 8 узлов (14,8 км/ч) при крейсерской скорости более 4 узлов (7,4 км/час).

XLUUV будет оснащен различными датчиками, включая гидролокаторы, многолучевой эхолот, а также системы связи, включая SATCOM и системы подводной связи. Эти технологии позволят беспилотнику связываться с другими платформами и станциями управления.

Модульная конструкция XLUUV позволит использовать его для различных боевых задач. Он может выполнять задачи разведки, уничтожения мин, а также атаковать морские суда противника с помощью торпед. Ожидается, что первый прототип беспилотного подводного аппарата будет готов к испытаниям к 2025 году.

Индийский подводный беспилотник XLUUV будет иметь длину около 50 метров и вес около 300 тонн. Фото: navalnews.com

Индийский подводный беспилотник XLUUV будет иметь длину около 50 метров и вес около 300 тонн. Фото: navalnews.com

Израильская компания Israel Aerospace Industries (IAI) впервые представила свою недавно разработанную беспилотную мини-подводную лодку под названием BlueWhale (ELI-3325). Автономная подлодка BlueWhale способна плавать на глубине до 100 метров и развивать скорость в семь узлов. Инженеры оснастили ее разнообразными датчиками, камерами и средствами связи, которые позволяют субмарине передавать информацию на берег или на другие подводные объекты. Подлодка также может нести на борту небольшие грузы или вооружение.