Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Судьба уникального самолета: «Изделие 181» так и не взлетело в небо

Судьба уникального самолета: «Изделие 181» так и не взлетело в небо
Фото: Википедия

Этот миниатюрный самолетик, разработанный КБ «Антонов», так и не получил своего другого красивого имени, навсегда оставшись в истории отечественного авиастроения «Изделием 181». Хотя он не макет и не игрушка - настоящий самолет, способный подняться в небо. Причем единственный в мире.

70-80 метров на разбег

История «Изделия 181» началась в 1984 году, когда группа инженеров во главе с Николаем Орловым в инициативном порядке решила разработать самолет для проверки возможностей аэродинамической схемы американского инженера Уилларда Рэя Кастера. Эта схема могла открыть совершенно новые перспективы в проектировании самолетов короткого взлета и посадки.

Экспериментальный образец был готов к 1987 году. Он получил регистрационный номер СССР-190101 (заводской №0101). Самолет оснастили поршневым двигателем в центральной части фюзеляжа, применили V-образное хвостовое оперение и трехколесное шасси. Крыло самолета словно обнимало винты, что давало значительный прирост в подъемной силе даже при небольшой скорости.

- Подъемная сила - это разница давления под крылом и над крылом, за счет чего самолет поднимается в воздух. Чтобы уменьшить разбег аппарата до момента отрыва от земли, нужно очень быстро получить максимальное наращивание этой подъемной силы, - поясняет суть экспериментальной машины ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации Валерий Романенко.

Для взлета и посадки нашему малышу хватает полосы длиною 70-80 метров. Правда, на этом плюсы «Изделия 181» заканчиваются - по другим характеристикам он существенно уступает подобным самолетам классических схем.

2- В 80-х для военных целей был необходим самолет с короткой взлетно-посадочной полосой. Фото: Википедия.

2- В 80-х для военных целей был необходим самолет с короткой взлетно-посадочной полосой. Фото: Википедия.

Потребность в высокомобильном самолете

Как пояснил наш собеседник, когда в первой половине 80-х СССР погряз в локальных военных конфликтах, понадобился легкий транспортный самолет, способный взлетать с очень коротких взлетно-посадочных полос. Для этого стали изучать различные аэродинамические эффекты.

- Активно искали способы, как сократить взлетно-посадочную дистанцию. «Антоновцы» тогда использовали в основном турбовинтовые двигатели (как у Ан-26, Ан-24, Ан-30), - вспоминает Валерий Романенко.

Стали пробовать метод американского инженера Кастера. Но он требовал практического изучения, для чего и построили «Изделие181». Самолет должен был показать, какой прирост подъемной силы дает разработанная американцем схема и насколько она экономически выгодна. Проще говоря, есть ли смысл тратиться на разработку столь сложного крыла. Так и появился наш уникальный «самолет – малыш».

- Однако от технического решения, воплощенного в «Изделии 181», вынуждены были отказаться. Стало ясно – это и экономически, и с точки зрения аэродинамики не выгодно, - продолжает наш эксперт. - Сам самолет оказался достаточно простой и дешевым. У него поршневой двигатель, кабина на двух человек, по габаритам маленький. Его построили без каких-либо особых финансовых затрат.

Сделали, но испытывать не стали. К тому времени результат уже стал понятен из опыта американцев. Такая конструкция не давала нужного эффекта. Потому самолет решили в воздух не поднимать.

И сейчас, в наши дни такой тип крыла нигде в мире не применяется. Хотя в США пытались воплотить в жизнь идею Кастера. Было построено несколько самолетов, но они оказались экономически невыгодными, саму схему посчитали тупиковой и о ней забыли.

Единственное упоминание о ней в Украине - это «Изделие 181», самолет, который сделал несколько пробежек по взлетно-посадочной полосе, но так и не поднялся в небо.

Теоретически можно поднять в небо

Что еще можно сказать об «Изделии 181»? Его схема - не собственная разработка советских специалистов. Она была подсмотрена у американцев и применена на «Изделии 181». А вот собственно конструкция самолета – оригинальна. Больше нигде нет такой в мире.

Хотя некоторые элементы - стандартные. Например, V-образное хвостовое оперение, которым оснащен этот самолет, сейчас применяется на большинстве современных истребителей (МиГ-25, Су-27, F-15). Такая форма оперения на самолетах повышает эффективность рулевого управления.

А от полукруглого крыла в большом авиастроении решили отказаться - оно сильно усложняло конструкцию и не давало особого выигрыша в сокращении взлетной дистанции. И в экономических показателях проигрывало классическим.

В Государственном музее авиации самолет «Изделие 181» появился в 2010 году. Ему уже 35 лет. И, в принципе, самолет после ряда проверок работоспособности можно поднять в небо. Но смысла в его дальнейших испытаниях нет. А задача музея – сохранить эту оригинальную машину как представителя одного из исследовательских направлений в отечественном авиастроении.

Этот самолет единственный в мире. Но его судьба не летать, а храниться в музее. Фото: aviamuseum.com.ua

Этот самолет единственный в мире. Но его судьба не летать, а храниться в музее. Фото: aviamuseum.com.ua

Технические характеристики «Изделия 181»

Экипаж: 2 человека.

Двигатель: поршневой LOMM-337F, 210 л.с. (157 кВт).

Длина: 7,31 метра.

Размах крыла: 7,3 метра.

Площадь крыла: 7 кв. метров.

Взлетный вес (максимальный): 820 кг.

Летные характеристики (расчетные)

Скорость:

  • максимальная - 350 км в час,
  • крейсерская - 175 км в час,
  • минимальная - 57 км в час.

Практический потолок - 4600 метров.

Дальность полета - 550 км.

Разбег/пробег - 70-80 метров.