Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Северный полюс оказался желтым

Северный полюс оказался желтым

Российские батискафы добрались до арктического дна

Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» вчера достигли дна океана на Северном полюсе. В среду вечером научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» и ледокол «Россия» подобрали место для погружения. Вчера в 10 утра «Мир-1» начал погружение и после двухчасового спуска мягко сел на желтоватый грунт полярного дна.

На борту аппарата находились профессор-океанолог Анатолий Сагалевич, управлявший батискафом, а также известный полярник зампред Госдумы Артур Чилингаров и заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев.

Исследователи провели на глубине 4261 метр около часа. За это время они установили титановый флаг России, оставили капсулу с посланием потомкам и взяли пробы грунта. К «Миру» прикрепили специальную клетку-приманку с рыбой. Так что если на этом участке дна живность есть, то под прицел видеокамер или в ловушку она обязательно попала.

Спустя 27 минут после посадки первого аппарата на глубине 4302 метра сел и «Мир-2». Второй батискаф был с международным экипажем - пилот-россиянин Евгений Черняев, австралиец Майк Макдауэлл и почетный полярник России, швед-миллионер Фредерик Паулсен. Ему путешествие в составе экспедиции обошлось в 3 миллиона долларов.

«Мир-2», как и его собрат, провел час на дне. Затем аппараты начали медленный пятичасовой подъем. Это связано с процессом декомпрессии: внутри аппаратов давление воздуха было специально повышено, чтобы усилить их корпуса.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Помощник директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Сергей БАЛЯСНИКОВ:

- Впервые человек «пощупал» дно Северного Ледовитого океана на самом полюсе. Уникальность погружения и в том, что ранее на таких глубинах подо льдом никто еще не бывал. Очень многое зависело от искусства пилотов и их координации со службами на борту корабля «Академик Федоров». Ведь работе аппаратов постоянно мешали дрейфующие льды, сильные течения и отсутствие привычной системы навигации.