Александр ГОРЕЛИК («КП» - Санкт-Петербург») (24 июля 2007)
Сектанты довели школьника до самоубийства

Сектанты довели школьника до самоубийства

Комментарии: 16

Корреспонденты «КП» провели свое расследование громкого дела по обвинению учительницы Веры Новак в гибели ее ученика

Недавно в Санкт-Петербурге завершился суд над учительницей Верой Новак. Обвинение: из-за ее «воспитательных методов» четырнадцатилетний школьник Рома Лебедев положил голову под колеса электрички. Случилось это 21 сентября 2005 года на платформе Скачки под Питером.

В рюкзаке погибшего мальчика нашли записку «Из-за Аркаши» (Аркашей прозвали ученики классную руководительницу Веру Аркадьевну Новак. - Прим. ред.). Тогда же выяснилось - учительница собирала с учеников деньги на ремонт класса, и Рома - единственный, кто заплатить не смог. Отказывался он и дежурить по классу. Его бабушка считала, что возиться со шваброй - занятие не для мальчика. Раз парень пропустил свое дежурство, Вера Аркадьевна назначила ему уборку на следующий день, но он опять не пришел. Пришлось Новак звонить бабушке и убеждать ее, что в мытье полов нет ничего предосудительного. После этого Рома отдежурил. А на следующий день бросился под поезд…

Эти собранные вместе факты и позволили следствию обвинить учительницу в доведении до самоубийства. Мол, парень-сирота страдал и из-за того, что не может, как все, принести деньги на ремонт, и из-за унижения, которое он перенес, моя пол в классе.

Моральный вред оценили в 300 тысяч

Следствие и суд тянулись два года. Прокуратура потребовала для учительницы пятилетнего срока. Правда, условно. Почти три недели судья обдумывала вердикт, и вот приговор вынесен: четыре года условно, запрет в течение трех лет заниматься преподавательской деятельностью и выплата бабушке Ромы Лебедева Тамаре Белозеровой 300 тысяч рублей (около $11 500) в качестве компенсации морального вреда. Кстати, та просила миллион.

Вера Новак, услышав, что ее признали виновной, отвернулась к окну и побледнела. Зато бабушка Романа оживилась:

- Конечно, она виновна! - уверяла Тамара Александровна. - Отняла у меня внука.

- Вы довольны приговором?

- Я еще не знаю, - бабушка взглянула на своего адвоката. - Я вот домой приду, обдумаю, тогда пойму.

- Статья, по которой осудили Новак, предусматривает умысел, - прокомментировал решение суда адвокат обвиняемой Александр Федчун. - То есть суд только что признал, что учительница сознательно доводила ребенка до самоубийства. Это какой-то бред. Мне очень интересно, какую доказательную базу по этому пункту судья напишет в приговоре.

- А ходом процесса вы удовлетворены?

- Сами судите: все наши ходатайства были отклонены. Нам отказали в психолого-лингвистической экспертизе предсмертной записки мальчика, в вызове экспертов-психологов. Теперь у нас есть козыри, чтобы приговор оспорить и добиться оправдания учительницы.

Еще более жестко комментирует решение суда директор школы № 262 Лилия Иваненкова:

- Мы не принимаем приговор. Это было не следствие, а какое-то издевательство над законом. Материалы опросов, которые милиция проводила сразу после гибели Ромы, вообще куда-то исчезли. А ведь там все ребята говорили, что Вера Аркадьевна не виновата. И даже соученики Ромы Лебедева Малаев с Кравченко, которые потом дали показания против Новак, тогда не сказали о ней ни одного плохого слова. Я считаю, что это просто кампания. Надо было показать, как идет борьба с жестокостью в школах и поборами, а тут такой случай - мальчик погиб. И ради этого уничтожили человека.

- Новак даже голос никогда на ребят не поднимала, - возмущена учительница Ирина Исакова. - Это абсурд - обвинять ее в доведении до самоубийства, если даже сам факт самоубийства вызывает сомнение.

Поясню: состояние одежды Ромы Лебедева и поза, в которой он находился на рельсах, позволяют предположить, что он не сам лег под поезд. К тому же на его предсмертной записке найдены пятна, похожие на кровь. Защита просила провести их биологическую экспертизу, но судья и в этом отказала.

Впрочем, не были проведены не только экспертизы, которые могли бы помочь выяснить, что же произошло на самом деле.

Рома Лебедев не был в школе три с половиной месяца - все лето и еще две недели в сентябре: в классе делали ремонт, и учеба началась 14-го числа. А 21-го он погиб. За шесть учебных дней мальчик виделся с Верой Аркадьевной четыре раза. Можно ли за такой короткий срок довести ребенка до самоубийства? И вообще, что происходило с мальчиком летом, в каком психическом состоянии он вернулся после каникул?

На этот вопрос вместо следователей попытались ответить журналисты «Комсомолки».

Под парусом «Каравеллы»

Рома Лебедев рос сиротой: его мама умерла, когда он был еще маленьким, а папу лишили родительских прав. Опекуном мальчишки и его старшего брата Дениса стала бабушка Тамара Александровна. По всем параметрам Рома подпадал под действие Петербургской городской программы летнего отдыха для детей, воспитывающихся без родителей. И бабушка Ромы этой программой пользовалась: на все три месяца каникул несколько лет парень ездил в лагерь «Каравелла», что под Выборгом.

Был Лебедев в «Каравелле» и в свое последнее лето. Отсюда, кроме воспоминаний об играх, купании и веселье, Рома привез несколько книжек: детскую Библию и набор религиозных брошюрок. Их бабушка мальчика сама случайно показала журналистам, когда перебирала фотоальбом погибшего внука. В глаза бросилась фраза с одного из листков: «Прости меня, если я больше не увижу тебя никогда». А с обратной стороны - цитаты из Писания.

- Откуда это у вас? - поинтересовались корреспонденты.

- Ромка из лагеря привез, - ответила Тамара Александровна и осеклась.

Чтобы выяснить, откуда в «Каравелле» взялась религиозная литература, мы встретились с ребятами из детского дома № 27, которые отдыхали тем летом в том же лагере. Оказалось, что, кроме вожатых и воспитателей, там работали волонтеры-иностранцы.

- Это американцы были, - сразу выпалила Наташа Володина. - Они жили в первом отряде (в котором как раз состоял Рома Лебедев. - Прим. ред.), потому что у этого отряда самый большой дом, двухэтажный.

- Так в ваш отряд они не приходили?

- Приходили.

- А часто?

- Они менялись, - начал деловито объяснять Игорек Жоржолиани. - Например, одни десять дней живут, а потом другие приезжают.

- Что же вы с ними делали?

- Играли. А еще нам раздавали бумажки, и мы по ним пели. Про Бога, - выдохнула Настя Сергеева. - Ну, что Иисус - Бог, что он родился, принес людям добро.

- Библии нам раздавали, - снова перехватил инициативу Игорь. - И взрослые, и для маленьких. Еще концерты были, американцы песни нам пели, сценки показывали. Про любовь.

- К кому?

- К Богу, - пожал плечами Игорь с таким видом, будто любить больше и некого.

Подростков опекали евангелисты

«Каравелла» - не единственный лагерь, где бывают иностранные миссионеры. В Ленинградской области их не один десяток. Организаций, присылающих туда волонтеров, несколько, но все они религиозные. Большинство принадлежит христианам-евангелистам.

Основная цель, которую они декларируют, - благотворительность. И действительно, помощь, которую эти люди оказывают лагерям, огромна: дорогостоящее медицинское оборудование, лекарства, одежда, игрушки, угощения для детей. Возможно, в трудные 90-е годы без них система детского отдыха под Петербургом и не выжила бы.

С 2000 года «Каравелле» стал помогать фонд «Мир», созданный на деньги американских христиан-евангелистов. Впрочем, директор лагеря Сергей Слепов категорически отрицает, что в «Каравелле» кому-то что-то проповедовали.

- Я вам даю честное слово: ни один сектант не переступал границ лагеря, - уверял он, подчеркнув, что беседа с корреспондентом сугубо неофициальная. - Все, что вам рассказали, - вранье.

- Откуда тогда у Ромы и у других детей религиозная литература со штампом евангелистов?

- Я не знаю. - И все же проговорился:

- За те 9 - 10 дней, что религиозные организации находились в лагере, сделать что-то нереально...

Значит, то, что миссионеры работали с детьми, - факт! А вот как их проповеди действовали на психику детей, многие из которых сироты или из неполных семей?

Большинство из приезжавших в лагерь американцев - молодые, глубоко верующие люди. Понятно, что они стремились поделиться своей верой с подростками. У кого-то это получалось тактично. А кто-то проявлял рвение. Но как на школяров с довольно сложной психикой могут подействовать настойчивые рассказы о загробной жизни, в которой все будет хорошо: ведь там их встретит Бог, который всех любит и обо всех позаботится?

Учитель - невольная мишень

Cами по себе проповеди евангелистов вряд ли могли подтолкнуть подростка к самоубийству. Но вот привести его к мысли, что уход из жизни - вполне возможный способ решения возникающих проблем, - запросто.

- У Ромы четко прослеживались признаки «типичного» подростка, предрасположенного к суициду, - считает доцент кафедры психологии поведения Санкт-Петербургского госуниверситета Сергей ГОРБАТОВ, которого мы попросили прокомментировать собранные нами материалы. - Мог ли это заметить учитель? Нет. Опытный педагог может лишь увидеть, что с ребенком что-то происходит. Но что именно, определит лишь специалист.

Роман не очень хорошо учился, боялся контрольных. И какова его реакция? Он просто их прогуливал. Ему вообще была свойственна реакция ухода от трудностей. Есть разные формы такого ухода: это и бегство в прямом смысле слова, и прием наркотиков, и уход в мир игр и фантазий, и самоубийство.

Если же Роману еще и внушали определенные псевдорелигиозные установки... Можно предположить, что он был полностью дезориентирован в понимании жизни и смерти.

Думаю, длительный конфликт учительницы с Романом маловероятен. Все эпизоды конфликтных отношений, если вообще обычные требования учителя к ученику можно расценивать как конфликт, произошли за полгода до трагедии. Для подростка с лабильными (неустойчивыми. - Прим. ред.) чертами характера, а именно их и описывают у Романа практически все свидетели, свойственна очень быстрая смена настроения: обиды проходят мгновенно, неприятности долго не переживаются. На фотографиях, датированных 1 сентября, он стоит рядом с учительницей и вполне счастлив.

Скорее всего, параллельно за пределами школы происходило еще что-то, что тревожило Романа, и он на самом деле хотел, чтобы ему помогли и поняли. Он пытается «достучаться» до Веры Аркадьевны, как ребенок до родителя (точно так же маленькие дети устраивают истерику, чтобы на них обратили внимание папа с мамой). Но она не поняла, обманула его ожидания. Роман нашел только один способ отомстить: нанести себе вред. Мальчик был уверен, что учительница его любит и будет жалеть. И это для него было важнее, чем его собственные физические страдания. Думаю, учитель стал не причиной, а мишенью, на которую перенесли реакцию, вызванную совсем иными обстоятельствами.

Но вот удастся ли выяснить, что или кто на самом деле привел к тому, что мальчишка оказался на рельсах?

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

По различным оценкам, христиан-евангелистов в Америке от 50 млн до 80 млн. Оказывают большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику США. Часто выезжают в другие страны заниматься миссионерской деятельностью.

В Советском Союзе христиане-евангелисты в 1944 году объединились с баптистами. Русская православная церковь относит христиан-евангелистов к сектантам.

ДОСЛОВНО

Бывшая учительница Вера НОВАК:

За два года я прожила двадцать лет

- Я еще не осознала приговор. Виновной я себя не считаю, но, учитывая, как велось следствие, на другой исход и не рассчитывала. Но спасибо моим выпускникам, многие из которых пришли в суд поддержать меня, и моим коллегам - хотя сейчас у учителей отпуск, они тоже почти все были здесь. А я… Я еще буду бороться, хотя и очень устала. Это даже не усталость - не найти слов, чтобы описать мое состояние. Будто не два года прошло, а двадцать лет.

Уважаемые читатели!

А что вы думаете по этому поводу? Ждем ваших звонков сегодня по телефону (044) 205-43-60 или сообщений на сайте www.kp.ua

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт