Светлана КУЗИНА. (25 июня 2007)
Писатели предсказывают будущее лучше Нострадамуса

Писатели предсказывают будущее лучше Нострадамуса

Исследователь Александр РЫЖОВ коллекционирует пророчества, сделанные поэтами и прозаиками

Помогает фантазия

Александр Рыжов окончил Санкт-Петербургский государственный университет. В 25 лет принят в Союз писателей России. Сейчас как литератор работает в разных жанрах: от документалистики до фантастики. Автор 16 книг. В последнее время он исследует феномен дара предвидения у писателей.

- Анализируя пророчества, исследователи топчутся в основном вокруг имен «профессиональных» предсказателей вроде Нострадамуса или Ванги, - говорит Александр Сергеевич. - Но есть целый пласт провидческих высказываний, сделанных людьми, которые не считали это занятие основным и даже не догадывались о своих способностях. В моей недавно вышедшей книге «Литературные пророки» речь не о ясновидцах. Она о гениях, волею каких-то обстоятельств сделавшихся пророками. Отличие творческих людей от шарлатанов и святых провидцев в том, что они, с одной стороны, были обычными людьми, порою даже неверующими, а с другой - сами не считали себя оракулами. Главным их делом было сочинительство - романов, рассказов, стихов, - то есть работа, связанная с вымыслом. Но именно в этом сугубо творческом процессе рождались такие предвидения, какие не снились Нострадамусу и его товарищам по цеху.

Они предвидели свою смерть

- Но еще более поражают предсказания писателей и поэтов собственной кончины. Откуда этот страшный дар? - интересуюсь я.

- Смертельные пророчества часто появлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, - объясняет Александр Сергеевич. - Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.

Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая

РУБЦОВА «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр ВАМПИЛОВ мимоходом черканул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий ВИЗБОР в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.

Владимир ВЫСОЦКИЙ в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

Когда Валентин ПИКУЛЬ ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19… года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях Александра ПУШКИНА, Михаила ЛЕРМОНТОВА, Сергея ЕСЕНИНА, Владимира МАЯКОВСКОГО, Николая ГУМИЛЕВА, Всеволода БАГРИЦКОГО, Василия ШУКШИНА, Марселя ПРУСТА, Генриха ИБСЕНА, Пауля ФЛЕМИНГА.

Конструкторы судеб

- Как же объяснить этот неожиданный дар ясновидения у творческих людей?

- В научных пророчествах, я думаю, мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах мира и космос, кишащий межпланетными путешественниками.

Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют его. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово материально и обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды.

Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»

К 2519 году Европа одичает Полистав литературные произведения, можно попытаться заглянуть в будущее

  • Вильгельм Кюхельбекер в своих «Европейских письмах» (1820) предполагал, что к 2519 году Европа одичает: Лондон и Париж исчезнут с лица Земли, а Испанию заселят некие гверилассы, которые будут кочевать из долины в долину и грабить купцов и путешественников.
  • Британский юморист Джером К. Джером в рассказе «Новая утопия» (1891) заглядывает аж в XXIX век. Там нас ждет мир, в котором царит Всеобщее и Абсолютное Равенство - люди обязаны ходить в одинаковых одеждах, умываться и принимать пищу в одно и то же время. Имена будут заменены номерами (подобное предсказание встречаем также у Евгения Замятина в антиутопии «Мы», 1924), а если чей-то интеллект окажется выше среднего, то мозг такого человека «усредняют» хирурги.

Что касается научных открытий и технических достижений - вот лишь несколько прогнозов:

  • 2023 год - создание сверхразумного робота («Вариант Тьюринга» Роберта Мински и Гарри Гаррисона).
  • 2119 год - появление универсального лекарства от всех болезней (Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»).
  • 2122 год - обнаружение внеземной жизни на планете Тагора, с чьим населением в 2124-м земляне установят контакт (Стругацкие, «Полдень, XXII век»).
  • XXIII век - изобретение психосинтезатора, прибора для материализации образов, возникающих в человеческом мозгу (Григорий Темкин, «Костер»).
  • XXIV век - дома будут строить на основе «теории четырехмерных кубов». Здесь сам собой будет обновляться интерьер, а комнаты станут перемещаться с этажа на этаж, чтоб хозяину не было скучно (Роберт Хайнлайн, «Дом, который построил Тил»).

Фантасты предрекают также изобретение фотографий, передающих запах, звук и подвижную картинку (Джо Холдеман, «Право на Землю»), появление светящихся имплантатов, которые будут вживляться в тело человека вместо украшений (Пол Ди Филиппо, «Проблемы выживания») и многое другое.

Доживем - увидим!

МНЕНИЕ ПАРАПСИХОЛОГА

Сопредседатель Комиссии по исследованию необъяснимых явлений Международного комитета «Экология и биоэнергоинформатика» Союза научных и инженерных обществ Игорь ВИНОКУРОВ:

- Практика показывает, что изреченное или иным образом ставшее достоянием гласности пророчество приобретает склонность к самоосуществлению. Эта проблема давно интересовала известного американского психолога Энрико Баркера. Он работал над книгой о людях, которые умирали точно в предсказанное для них время. Многие из них, по мнению ученого, умерли именно потому, что буквально запугивали себя до смерти по мере приближения рокового дня. Но, как показывают исследования, в двух третях случаев все-таки людям удается избежать беды. Странно лишь, что подобного рода исследования не были проведены в отношении пророчеств, сулящих счастье.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе
Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе [фото] 8575 2

Долгие годы певец и продюсер Алексей Потапенко скрывал кардинальные изменения в личной жизни, но в конце года решился на сердечный "каминг-аут". Кто же она, тайная муза одного из самых успешных артистов Украины?

Спорт