Загрузить еще

После убийства Кеннеди у Хрущева забрали открытую машину

После убийства Кеннеди у Хрущева забрали открытую машину
Фото: Слева направо: председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов, президент Египта Гамаль Абдель Насер и первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев. Москва. 1950-е годы. Фото: Архив ФСО России

КЕРЕНСКОГО СПАСЛА ОТ БОЛЬШЕВИКОВ ОХРАНА СВЕРГНУТОГО ИМ ИМПЕРАТОРА

- А если система самого государства разрушена... Кто же, к примеру, Александра Керенского в 1917-м охранял?

- У Керенского было несколько офицеров, которые выполняли функцию охраны. Они, собственно говоря, и помогли ему в октябре 1917 года сбежать из Зимнего дворца и из Петербурга. Но централизованной системной охраны в эпоху Временного правительства не было. 

- Но это охрана бывшая императорская?

- Нет. Это армейские офицеры…

- …которые помогли Александру Федоровичу бежать в женском платье? Нет? Он это опровергал потом сам, кстати…

- Опровергал. Он бежал не в женском платье, а в обычной своей полувоенной форме, но на трех автомобилях, которые ранее принадлежали императорскому гаражу, то есть упраздненной госохране…

- Почему на трех-то?

- Ну сопровождение было.

- Понял. Так...

- Вот. В сторону Гатчины. Причем…

- ...не бежал, а ехал?

- Ехал. Ну реально это в чистом виде бегство. До Гатчины дошли, правда, две машины…

- То есть отлаженная охрана императора помогла и Керенскому?

- Конечно. Потому что вот если брать личную охрану императора, то она в марте 1917 года была уже распущена. А собственный его императорского величества гараж со всеми водителями, машинами перешел в ведение Временного правительства. Забегая вперед, замечу: императорский гараж от Временного правительства успешно перешел в руки Совета народных комиссаров, то есть советской власти, причем вместе с водителями. Водители, которые служили при императоре, продолжали работать и при Временном правительстве, и при советской власти.

- То есть они были вне политики, так, что ли?

- Дело не только в этом. Квалифицированных водителей тогда было чрезвычайно мало. И вообще императорский гараж создали в 1907 году и непосредственно перед войной открыли автошколу, где обучали и водителей, и механиков. Водительский состав в то время ценился чрезвычайно высоко. Это была престижная работа...

МАШИНУ ЛЕНИНА УГНАЛ НАЧАЛЬНИК ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ

 - А почему Ленину-то так не везло? То машину у вождя угонят, то ограбят его самого. Я уж не говорю о покушениях... 

- У Ленина охраны в первые дни после начала революции вообще не было - да, такая вот странная, крайне тяжелая ситуация, предельно… 

Владимир Ильич тогда ездил на автомобиле марки "Тюрка Мэри". По тем временам это была совершенно замечательная машина, очень хорошая, потрясающе сделанная. Но стоянка находилась у Смольного института, и вот через несколько дней после Октябрьской революции эту машину успешно угнали.

- А кто?

- "Тюрка Мэри" понравилась начальнику одной из пожарных частей Петрограда.

- А еще был случай, Ильич вспоминал потом об этом в своих работах как образ: вот они ехали-ехали, на них напали разбойники, и пришлось отдать им машину…

- Да, такое тоже случалось... А первое покушение было совершено 1 января 1918 года. Группа офицеров обстреляла открытую машину Ленина во время его проезда по улицам Петрограда. Помимо водителя, там находился еще и швейцарский социал-демократ Фриц Платен. Вот он и закрыл собой Ленина, получив одно ранение в руку. 

Ну и, наконец, покушение, которое произошло 30 августа 1918 года на заводе Михельсона после окончания митинга, где выступал Ленин. Стреляла Фанни Каплан. У водителя, Гиля, имелось с собой оружие, но предотвратить покушение он не смог.  После того случая была серьезно поставлена задача по обеспечению безопасности руководителей государства. И тогда охрану Ленина возглавил Абрам Яковлевич Беленький...

ТЕРРОРИСТ ПРИНЯЛ КОСМОНАВТА БЕРЕГОВОГО ЗА БРЕЖНЕВА

 - Во времена Брежнева не было ни одного сообщения о целенаправленном каком-то террористическом акте. Хорошо работала его охрана?

- Был один эпизод, о котором сейчас уже известно. В советские же времена о нем абсолютно ничего не рассказывали. Речь о случае, произошедшем в начале 1969 года, когда террорист произвел несколько выстрелов по правительственному автомобилю у Боровицких ворот Московского Кремля...

- Вы имеете в виду случай с космонавтами?

- Да. Террорист стрелял сразу из двух пистолетов по кортежу.

- Но Брежнева же в машине не было?

- Нет, не было, террорист принял за Брежнева космонавта Берегового. Тогда погиб наш сотрудник - водитель основной машины. Был ранен один из офицеров почетного мотоциклетного эскорта, который направил свой мотоцикл на стрелявшего и практически закрыл собой правительственную машину - получил две пули. Но, слава богу, выжил.

- В машине еще находились Валентина Терешкова и Андриян Николаев.

- Да. Террориста задержали. Именно после этого инцидента по инициативе руководства 9-го управления КГБ СССР были спроектированы и изготовлены первые бронемашины. Сейчас практически все руководители крупных стран ездят на бронированных автомобилях.

- А почему мы с вами в этой энциклопедии предшественника Леонида Ильича - Никиту Сергеевича пропустили? 

- Ну сейчас вспомним... Хрущев, кстати, очень любил передвигаться в открытых машинах.

- Что, охрана так хорошо работала, что позволяли ему так ездить?

- Ну, скажем так, до убийства в США президента Джона Кеннеди Хрущев - как и руководители ряда других государств - часто пользовался машинами с открытым верхом. Кеннеди застрелили, когда он проезжал как раз в открытом автомобиле.

После этой трагедии Никита Сергеевич, а за ним все остальные лидеры нашего государства так рискованно уже не ездили...  

Новости по теме: История