17 апреля

Рядом с нашей Вселенной находится как минимум еще одна

Захватывающим назвали ученые, ведомые профессором Томом Шэнксом из Даремского университета, свое объяснение природы таинственного холодного пятна, обнаруженного в глубинах космоса. Присмотревшись к этому самому пятну, астрономы пришли к выводу, что оно "появилось в результате столкновения нашей Вселенной с пузырем другой". То есть ученые предложили признать, что существует еще какая-то вселенная - то ли параллельная, то ли просто расположенная где-то неподалеку. В самом деле  захватывающе.

Холодное пятно было обнаружено в 2004 году. Оно проявилось на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Пятно расположено в направлении созвездия Эридана примерно в 3 миллиардах световых лет от Земли. Оно представляет собой гигантскую область протяженностью в 1,8 миллиарда световых лет, температура излучения которой гораздо меньше, чем у окружающего пространства. Собственно, эта аномалия и отражена в "холодном" названии.

Природа пятна загадочна. Постичь ее астрофизики, мягко говоря, пока не в силах. Но гипотезы выдвигают. Вплоть до предположений, что там - внутри пятна - действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны.

Недавно доктор Иштвана Жапуди из Гавайского университета объявил, что вроде бы разобрался. На основе имеющихся данных и собственных наблюдений в оптический телескоп (Hawaii’s Pan-STARRS1) он составил трехмерную модель холодного пятна. И пришел к выводу, что там ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Нет даже пыли. Там - пустота. От этого и температура аномально низкая.

Сверхпустота Эридана - так стали называть холодное пятно, поверив этому Жапуди. Но понимания того, как возникла подобная аномалия, он не прибавил. Ведь Вселенная весьма однородно наполнена материей - галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит и загадочным, и странным. Если даже не сверхъ­естественным.

Шэнкс с коллегами, наоборот, уверяет, что холодное пятно никакая не Сверхпустота, а лишь такой кажется. На самом деле оно - оптическая иллюзия, проекция следа - своего рода "синяка", который появился более 13 миллиардов лет назад на теле нашей Вселенной почти сразу после ее рождения. "Синяк" оставила другая вселенная, соприкоснувшись с нашей.

К столь захватывающим умозаключениям астрономы пришли после того, как изучили параметры нескольких тысяч галактик, окружающих холодное пятно.

Толкаются до синяков!

Шэнкс с коллегами заверил, что холодное пятно - это первое и единственное пока доказательство того, что наша Вселенная не одинока. Но тут они погорячились. Поскольку и до них астрономы обнаруживали подозрительные следы на картине реликтового излучения.

Считается, что это самое реликтовое - микроволновое - излучение, которым наполнено пространство, является отголоском Большого взрыва. Он, как нам предлагают поверить, случился 13,8 миллиарда лет назад. Тогда нечто невообразимо крошечное и невероятно плотное под названием "сингулярность" вдруг "взорвалось", расширилось и превратилось в окружающий нас мир.

От "акта творения" остался фон. Он и образовал мозаику, которая представлена на карте. Ее светлые - горячие - участки соответствуют более мощному электромагнитному излучению. И наоборот.

Горячие и холодные пятна микроволнового фона должны бы чередоваться равномерно. Но мозаика изобилует темными пятнами, появление которых невозможно объяснить с позиций современной физики.

К примеру, Стефан Фини из Лондонского университетского колледжа еще несколько лет назад обратил внимание на четыре странных пятна. Назвал их "синяками" и предположил, что они возникли от ударов других вселенных по нашей.

Получается, что к одной соседней вселенной, найденной Шэнксом, следует добавить еще четыре.

Может быть, вселенных вообще бесконечное число? Ведь существует не просто гипотеза, а целая теория о так называемых мультивселенных, благодаря которым человек может жить вечно: умереть в одной вселенной и воскреснуть в другой - параллельной.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Мозгов не хватает

Мартин РИС, известный астрофизик, экс-президент Лондонского королевского общества, усомнился в интеллектуальных способностях человеческой цивилизации. И заявил, что законов мироздания нам не понять. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. А гипотезы, к примеру, о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, так и останутся недоказанными предположениями.

- Несомненно, объяснения есть всему, - полагает лорд Рис, - но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий ра­зум ограничен. И он достиг своего предела.