Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Прощай, уголь. Здравствуй… батарейка

Прощай, уголь. Здравствуй… батарейка
Фото: Илон Маск поспорил, что его аккумуляторы решат проблему веерных отключений. Фото: Kevork Djansezian/Getty

История творится на наших глазах при помощи социальных сетей. На днях глава корпорации Tesla Илон Маск при помощи Twitter предложил правительству Австралии помощь в решении энергетических проблем. По словам Маска, он готов в течение 100 дней на спор смонтировать электрический аккумулятор емкостью 100 МВт, а в случае нарушения им заявленного срока - передать его Австралии бесплатно. В обсуждение проблемы вступил даже украинский премьер Владимир Гройсман, который выразил заинтересованность предложением и пообещал обсудить детали. Так чем же революционна идея Илона Маска?

Украина не Австралия, но проблемы схожи

Несмотря на то что Австралия далеко от Украины и там нет проблем с поставками угля от предприятий, которые находятся на неподконтрольных территориях, веерные отключения докатились и до Зеленого континента.

Южная Австралия стала заложницей новых технологий. Дело в том, что в погоне за экологической составляющей там начали отказываться от традиционных методов электрогенерации. На сегодня эта часть материка является крупнейшим производителем и потребителем во­зобновляемой энергии. Дело в том, что ветер дует не всегда с одной скоростью, да и Солнце имеет свойство заходить за облака. В итоге выработка электроэнергии не совпадает с периодами максимального потребления. А запасать электричество в достаточных количествах люди пока не научились.

Похожие проблемы и в Украине. В сутках есть пиковые моменты потребления, когда днем надо выдать максимум мощности, и есть провал, когда ночью ее нужно минимум. И разница между максимумом и минимумом составляет четверть от всей установленной мощности. Менять генерирующие мощности АЭС энергетики не умеют. Поэтому помимо гидроэлектростанций в нужное время запускают угольные. Но есть одна проблема - уголь, который добывают на неподконтрольных территориях.

Батарейка вместо угля

Что же предлагает Илон Маск? Все просто. Запасать электричество в моменты, когда наблюдается его избыток, в специальные аккумуляторы и отдавать в систему, когда растет потребление. Для этого, кроме батарей, еще нужны специальные инверторы, которые будут преобразовывать энергию из формы переменного тока в постоянный, и трансформаторы для обратного процесса. 

В целом идея проста и понятна. Ночью АЭС или ветер могут вырабатывать намного больше дешевой энергии, чем это нужно потребителям. В этот момент ее излишки направляют в батареи. Днем, когда мы с вами включаем компьютеры, кондиционеры и электрочайники, батареи начинают отдавать ее в сеть. И не нужны больше угольные и газовые ТЭС.

Вопрос цены

Почему же никто не делал этого раньше? Ведь идея лежит на поверхности. Все дело в стоимости батарей, которые были до недавнего времени очень дорогими. Но за последние годы их цена существенно уменьшилась. Не последнюю роль в этом играет компания Tesla, которая и принадлежит Илону Маску. Сейчас она строит огромную фабрику по производству бытовых аккумуляторов. 

Как показывает исследование, проведенное консалтинговой фирмой McKinsey, за последние семь лет на мировом рынке отмечается снижение цен на литий-ионные аккумуляторы практически на 80%. 

Илон Маск предложил Австралии поставить аккумуляторы по цене 250 долларов за 1 кВт•ч. И это далеко не эксклюзивная цена. На сегодня стоимость батареи для электромобиля оценивается в среднем в 227 долларов за киловатт-час. А в результате недавно проведенного исследования эксперты пришли к выводу, что стоимость аккумуляторов может упасть ниже $100 за киловатт-час в ближайшие 2-3 года. А в течение пяти лет они и вовсе могут подешеветь до 80 долларов за киловатт-час.

И двигают цены вниз производители электромобилей, которые работают над удешевлением самой дорогой его части - батареи. Так, глава производства General Motors Марк Рейсс на днях заявил, что элементы аккумуляторов, используемых в новом Chevy Bolt, уже стоят $145 за киловатт-час.

Внутри "шкафчика Tesla" горизонтально расположены плоские батарейки. Фото: Kevork Djansezian/Getty

КСТАТИ

Дешевое электричество от Tesla

На сегодня электричество, вырабатываемое и запасаемое при помощи аккумуляторов, все еще в полтора два раза дороже, чем полученное традиционными способами - сжиганием угля или газа. Но в некоторых местах, где генерация дорогая, солнечные батареи и аккумуляторы совершают даже ценовую революцию.

Например, Tesla уже построила на гавайском острове Кауаи солнечную электростанцию для производства и аккумулирования энергии. Был заключен контракт на 20 лет, согласно которому Tesla поставляет электричество по цене 13,9 центов за кВт·ч при обычной цене электричества на острове около 28 центов за кВт·ч. То есть цена там уже упала вдвое. Для сравнения: в тех штатах США, где есть традиционные источники генерации, цена электричества составляет 10 центов за кВт·ч. То есть цены уже почти сравнялись с традиционными источниками.

Как прогнозируют эксперты, цены на электричество будут падать вместе с падением стоимости аккумуляторов. Возможно, уже через несколько лет начнется процесс демонтажа ТЭС, а уголь будет нужен только для металлургического производства, где его пока нечем заменить.