Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Быть вундеркиндом опасно для жизни?

Быть вундеркиндом опасно для жизни?
Фото: Американец Джейкоб Барнетт в 10 лет стал студентом университета. Фото: REX/Shutterstock

Шансы на одаренность

Одни дети проявляют себя ярче, другие - нет. От чего это зависит?

- В человеческой популяции есть закон, так называемое распределение Гаусса, - рассказывает педагог, доцент Валентина Кабаева. - Из 100% любой популяции 1,7% ничего не могут, 1,7% могут абсолютно все. И 50% шестилетних детей могут свободно говорить, логически рассуждать, хотеть идти в школу. Но 25% из них могут очень хорошо это делать, 12% могут это делать отлично, а оставшаяся часть - еще лучше. 

При этом одаренность в каждом случае уникальна. Все развивается неодинаково. Ребенок, одаренный в запоминании, может испытывать трудности в коммуникации среди сверстников. Но при этом будет комфортно чувствовать себя среди взрослых. Есть исследования, согласно которым дети с хорошим речевым развитием имеют сложности с моторными навыками. Сочетания могут быть разными. Отсортировать детей под одну гребенку невозможно.

У японцев есть принцип воспитания: до пяти лет ребенок должен испытывать максимум возможностей, чтобы испытывать себя в разных сферах жизни. Чем насыщеннее выбором среда, в которой ребенок находится, тем больше он себя реализовывает. Тем проще ему будет дальше.

Иностранный язык впитывается в 9 - 11 месяцев

- Можно предугадать сферу, в которой будут успешнее развиваться дети?

- Это зависит не только от генетики. На многое влияет социальная среда. Если ребенок растет в среде врачей - он погружается в определенную сферу. Его родители разговаривают про здоровье или болезни других людей. Ребенок, растущий в среде музыкантов, может не обладать слухом, но зато прекрасно разбираться в музыке. 

- А что касается иностранных языков?

- Этим летом был саммит психологов, на котором анализировалось, в каком возрасте к какой части речевого развития более склонны люди. Так вот, для того чтобы ребенок заговорил на любом восточном языке (японском или китайском), с 9 до 11 месяцев он должен слышать подобную речь - слушать песенки, смотреть мультики. Чувствительный период необходим для того, чтобы дети запоминали языки. 

Не навредить!

- Важно обращать внимание на то, что нравится ребенку, - говорит директор центра по развитию человека Вадим Шварев. - В этом случае способности его прогрессируют. У любого ребенка есть предрасположенность к чему-то. Иногда он рожден для одного, а родители двигают его к другому. Это опасно. Не стоит за счет детей реализовывать собственные амбиции. В 3 - 4 года перегружать малыша, конечно, вредно. С ним можно заниматься не больше 15 минут, но часто. Дозированно. Насилие не приводит ни к чему хорошему - у маленького ученика появляется отвращение к предмету. Еще частый случай: ребенку сначала нравится, потом не нравится. Это надо учитывать и внимательно смотреть на реакцию. А вот конкурсы или шоу - они однозначно опасны для психики ребенка! Даже взрослые с трудом переносят проигрыши. Что говорить о малышах - для них это психологические травмы. Зрителю по телевизору смотреть забавно, а ребенок запомнит на всю жизнь. Поэтому надо стремиться не к тому, чтобы дети выиграли в конкурсе, а к их развитию. 

КОНКРЕТНО

Когда дар пошел во благо

Фото: REX/Shutterstock

Джейкоб Барнетт

Этот парень - серьезный американский математик. Он один из тех, кому поставили диагноз "аутизм". Как и пловцу Майклу Фелпсу, добившемуся выдающихся результатов. Еще в два года медики приговорили парня: он не сможет говорить, читать и взаимодействовать в быту. Но вышло так, что в три года он смог пересказать алфавит в прямом и обратном порядке. Потом Джейкоб поступил в Университет Индианы в Индианаполисе в возрасте 10 лет. А работая над докторской диссертацией, Барнетт утверждал, что сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна. Сейчас гений работает над диссертацией в области квантовой физики.

Фото: REX/Shutterstock

Микаэла Фудолиг

Филиппинская девочка Микаэла Ирэн Фудолиг поступила в университет в 11 лет, а в 16 лет окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук.

Теперь Микаэла работает профессором в том же университете и занимается эконофизикой - математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами. 

Фото: Стоп-кадр

Акрит Пран Ясвал

Индийский паренек выполнил первую хирургическую операцию, когда ему было семь лет. Семь! Лицензии врача, конечно, не было, зато Акрита уже считали медицинским гением. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, после чего вундеркинд отделил ему пальцы. В 12 лет (!) он поступил в медицинский университет, а к 17 годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сейчас он ищет лекарство от рака. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не лишайте их детства!

Родители реализуют в детях то, чего не смогли добиться сами. Им хочется, чтобы близкие, глядя на карапузов в коротких штанишках, умиленно приговаривали: "Ах какой хорошенький! Какой умненький!" У меня множество знакомых, которые в четыре года таскали детей учиться игре на виолончели, в три года натаскивали на буквы алфавита, в два с половиной учили таблице умножения...

Физиологи как мантру десятилетиями твердят: каждому возрасту - своя нагрузка. Только к шести годам мозг созревает, чтобы начать активное обучение чтению. Примерно в это же время маленькие ручки готовы к тому, чтобы правильно держать карандаш. Сколько приходилось переучивать детишек! А 

многие так и всю жизнь пишут медленно, потому что неправильно зажимают пишущее средство между пальцами! Да и с чтением были потом проблемы - читали-то они быстро, но вот понимать прочитанное... 

Это я пока про так называемых вундеркиндов - детишек, которых родители в младенчестве дрессировали для показа окружающим. Проблемы таких ребят начинались в первом-втором классе, когда сверстники, высунув языки, учили слова и рвали шариками от ручек бумагу, они откровенно скучали. Они это уже умели. А потом, когда начинались нагрузки, наступало время изучать то, чему не научили родители в детсадовском возрасте, и такие создания съезжали на плохие отметки. Потому что не привыкли в школе трудиться. Потом родители разводили руками: он же начал читать в три года!

Товарищи папы и мамы, не делайте из детей вундеркиндов! Сами же будете страдать!

Что же касается молодых да ранних, проявивших способности в самом юном возрасте, - сохранить заданный в несмышленые годы темп удалось единицам. Моцарт, который Вольфганг Амадей, говорят, начал музицировать в четыре года. Прожил жизнь яркую, много выдающегося написал и сгорел в 35 лет.

Большинство же выдающихся детей годам к двадцати выдыхались, зарабатывали множество социальных комплексов. Они обычно рано поступали в школу, учились не со сверстниками, а с соучениками, гораздо более физиологически развитыми (в детстве 2 - 3 года разницы - громадная пропасть), и редко находили с ними контакт. В 14 - 15 вуз. И тоже - самый младший. А потом уровень интеллекта выравнивался - особенно одаренных догоняли в познаниях одногруппники, коллеги по институту или по консерватории...

"КП" много писала о том, как сложились судьбы реальных вундеркиндов. Мало кто из них смог стать кем-то выдающимся во взрослой жизни. Ранний старт еще не гарантия длительного успеха. 

А посему, наверное, главным критерием для родителей любого ребенка - одаренного или просто талантливого (а они все в малом возрасте нераскрывшиеся пока таланты) - должно быть одно: ваше чадо должно быть счастливо. Получает удовольствие от игры на пианино - слава богу. Человек, проживший счастливое детство, по-любому во взрослой жизни рано или поздно добьется успеха.