Никита МИРОНОВ, Владимир ЛАГОВСКИЙ, Юлия СМИРНОВА, Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ. (11 августа 2008)
Пассажиры! Снимайте ботинки, сдавайте пузырьки!

Пассажиры! Снимайте ботинки, сдавайте пузырьки!

Зона досмотра в аэропорту порой напоминает раздевалку в бассейне.

Шмон по полной программе

Кто хоть раз летал, процедуру знает. Сначала - рентген багажа на входе в аэропорт. Потом - после регистрации на рейс - надо разуться, снять куртку или пальто, вынуть из штанов  ремень, снять часы, избавиться от мобильника, сигарет и пройти через звенящую рамку.

Кстати, припомните, не случалось ли вам обнаруживать выданные вместо ботинок синенькие бахилы уже в отеле по прилете? Или в самолете, ощутив странный жар в нижних конечностях? Со многими такое бывало - забывали снять.

Еще необутых пассажиров обыщут вручную путем ощупывания. А ручную кладь еще раз пропустят через рентген. И, конечно же, у вас отберут пузырьки, бутылочки, баночки, не сданные в багаж и по недомыслию оставленные в ручной клади. Исключение составят лишь покупки, сделанные в магазинах беспошлинной торговли и там же упакованные.

А еще вас лишат колющих и режущих предметов вроде пилочек для ногтей, маникюрных ножниц, циркулей и рейсфедеров.

Для всего отобранного добра существуют огромные ящики. И они всегда полны. Стало быть, хватает людей, принудительно лишенных воды, выпивки, одеколонов, духов, шампуней, кремов от морщин, увлажняющих или солнцезащитных порою весьма дорогих. И кто от этого становится счастливее? Работники аэропорта, которые вряд ли отправляют конфискат прямиком на помойку? Или пассажиры, якобы избавленные от риска быть взорванными и зарезанными пилочкой для ногтей на борту самолета? И вообще спасает ли шмон от террористов? Ведь очевидно, что затеян он исключительно ради них.

Бинарный заряд - страшная штука

Обыски слегка раздражают. А конфискация сильно огорчает. Вплоть до возмущенных криков: «Как я шампунем самолет взорву?!» Неужели в самом деле реально?

- Вообще-то на борт можно брать жидкости, - говорит эксперт по авиационной безопасности Виктор ТИМОШКИН. - Но при нескольких условиях. Во-первых, объем флакончика не должен превышать 100 мл. Во-вторых, таких флакончиков не должно быть больше 10 штук. В-третьих, они должны быть упакованы в специальные пакеты. И, наконец, доставать из пакета ничего нельзя.

Кстати, в российских аэропортах, как правило, пакетики для упаковки пузырьков можно получить в зоне досмотра. В иностранных - до нее. Выйти за пакетиком уже нельзя. Итог: расставание с пузырьками. Но какая разница, упакованы они или нет? Никакой, полагает эксперт-химик.

- Смешав две вполне нейтральные жидкости, можно получить взрывчатку, - пояснила «Комсомолке» замдекана физико-химического факультета МГУ Людмила ГРИГОРЬЕВА. - Так называемый бинарный заряд. Причем изготовить его можно прямо на борту самолета. В этом, думаю, и состоит смысл ограничений по объему. Мол, из 10 пузырьков по 100 миллилитров каждый - литра в общей сложности - много взрывчатки не получится. На самом деле получится. Все зависит от смеси, которую террорист хочет изготовить. Литр «хорошей» взрывчатки грозит весьма сильным взрывом и разгерметизацией салона.  Так что требование не проносить на борт флакончики маленькой вместимости по сути никак не работает на безопасность.  Уследить же за тем, чтобы пассажир не вскрывал пакет, в который флакончики упакованы, вряд ли возможно.

А представьте, что злоумышленник не один. На двоих у них уже 2 литра «сырья», на троих - три. Смешивай и взрывай? Да если просто вылить на пол три литра керосина и поджечь - мало не покажется.


 

Процедура тактильного осмотра остается обязательной.

Процедура тактильного осмотра остается обязательной.

Нет, все эти псевдострогости с пузырьками - профанация какая-то. Бессмысленная. Отбирать их надо безоговорочно. Тогда будет смысл.


РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ

Что можно взять на борт

Термометр медицинский - один на пассажира.

Тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира.

Барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой.

Одноразовые зажигалки - одна на пассажира.

Сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира.

3-процентная перекись водорода - не более 100 мл на пассажира.

Жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет размером 18Х20 см на пассажира. (Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично).

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, - если они упакованы в надежно запечатанный пластиковый пакет и есть чек, подтверждающий факт покупки.

Лекарства, детское и диетическое питание.


СЕМЬ НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ОБ АВИАПЕРЕЛЕТАХ

Зачем нас заставляют проходить через пищащую рамку?

Эта рамка - металлоискатель. Она способна обнаружить нож, пистолет и другое оружие. Но бывает, что рамка пищит на золотые зубы и ювелирные украшения. Одна девушка рассказывала, что ее заставили разгрузить тело - пупок и прочие места от пирсинга.

А вот на пластиковую взрывчатку или наркотики рамка не запищит. Эти вещества при досмотре пассажиров выявляет специальный прибор - газоанализатор. Он, как правило, незаметен и устанавливается недалеко от металлоискателя.

Почему нас заставляют снимать ботинки?

Скажите спасибо «обувному террористу» Ричарду Рейду. 22 декабря 2001 года он пронес в самолет, следующий из Парижа в Майами, пластиковую взрывчатку. Она была... в каблуках ботинок. Фанатик пытался взорвать ее, запалив бикфордов шнур. Камикадзе скрутили, но с тех пор в аэропортах всех цивилизованных стран пассажиров заставляют ставить обувь на специальный сканер, чтобы проверить, нет ли чего в подошве.

Возникает, правда, вопрос о назначении газоанализатора. Раз ботинки проверяют отдельно, то он ничего там не унюхивает.  Пассажиров же обыскивают. Наверное, газоанализатор полезен при досмотре чемоданов, отправляемых в багаж. А зачем он нужен при личном? Что вынюхивает? Ответа нет.

Зачем отбирают маникюрные ножницы?

Ныне считается, что любой острый предмет в опытных руках - страшное оружие. Поверить в это заставили террористы, захватившие «Боинги» для атаки на США. Они напали на членов экипажа, вооружившись ножами для резки картона.

Кстати, в  одном из американских фильмов было показано, как герой убивает противника, полоснув ему по горлу кредитной карточкой. И по крайней мере в Великобритании возникала такая идея - изолировать во время полета сами карточки от их пользователей. Предлагалось поступать с бумажниками, содержащими документы, и кредитками, как с пузырьками, - упаковывать их в опечатанные пластиковые пакеты. Но пока дело до этого не дошло. А может и дойти.

Кто и за чей счет нас досматривает?

Пассажиров и их багаж проверяет САБ - Служба авиационной безопасности - и сотрудники транспортной милиции. САБ - структура частная, но имеет государственную лицензию. Платит сабовцам аэропорт. Аэропорту, в свою очередь, платят авиакомпании, заключившие договор на обслуживание. А авиакомпаниям платим мы, пассажиры, купившие билет. Так что за досмотр в итоге платим мы сами! И за средства безопасности в аэропортах - сканеры, газоанализаторы, металлоискатели и прочую технику - тоже мы.

Почему при взлете/посадке запрещают говорить по мобильнику?

Считается, что радиосигнал, поступающий от включенного мобильного телефона, может повлиять на работу важнейших навигационных систем самолета. Ведь излучение некоторых мобильников попадает в частоты, используемые приемниками глобальной системы навигации - GPS.

- Вы звоните, и самолет может сбиться с курса или повести себя самым неожиданным образом, - объясняет Виктор ТИМОШКИН. - Особенно опасно говорить по мобильным телефонам, когда самолет летит ночью или в сплошной облачности, когда ориентироваться можно только по приборам.

Такова теория. На практике же из-за мобильника случилась лишь одна авиакатастрофа. 10 января 2000 года недалеко от Цюриха потерпел крушение самолет компании Crossair. Авария произошла вслед за тем, как один из пассажиров получил SMS,  а  потом  позвонил. После этого навигационные приборы и системы управления стали выдавать неправильные данные. И самолет рухнул.

В прошлом году концерн Airbus начал комплектовать свои самолеты системой OnAir. Она защищает антенные устройства самолета от сигналов мобильных телефонов. OnAir позволяет использовать на борту мобильники и коммуникаторы (телефон + компьютер) в стандарте GSM.

Пока же все крупнейшие авиакомпании мира запрещают пассажирам разговаривать в полете по мобильнику. Хотя чисто технически такая связь возможна. Чтобы телефон работал, он должен быть на расстоянии не более 50 км от антенны сотовой связи - при условии прямой видимости. Поэтому, когда самолет пролетает над городом, позвонить реально. Связь, впрочем, не всегда получается надежной из-за высокой скорости самолета. А вот при наборе высоты и посадке дозвониться куда проще, так как скорость и высота, на которой находится самолет, меньше.

Опасны ли для здоровья всякие штуки, сквозь которые мы проходим?

- Не стоит считать аппаратуру в аэропортах  опасной для здоровья, - говорит Олег ГРИГОРЬЕВ, директор Центра электромагнитной безопасности, кандидат биологических наук. - Безвредны и традиционные рамки, и новый сканер, установленный в аэропорту «Домодедово».

Специальных исследований на эту тему, насколько мне известно, нет. Но все это оборудование работает на очень высоких частотах, на которые организм человека почти не реагирует. А главное даже не в этом: пассажир проводит внутри аппаратуры несколько секунд. За такое короткое время просто нереально получить ощутимое воздействие. Кстати, вся подобная техника для аэропортов импортная и у нас проходит сертификацию на предмет безопасности для обслуживающего персонала, который проводит рядом с ней весь день.

Для чего сотрудники службы безопасности пристают с беседами?

С пассажирами не праздно беседуют, а проводят так называемый  профайлинг - выборочный опрос. Доверяют его специально обученным психологам. Цель: по внешнему виду пассажира и его ответам на определенный вопросы распознать террориста.

УТОЧНЕНИЕ

В материале «Лучшие места - у аварийного выхода, самые неприятные - в хвосте у туалета» от 31 июля 2008 мы допустили небольшую неточность. В материале указывалось, что услугу онлайн-регистрации (онлайн-check-in) компания «Трансаэро» ввела лишь на некоторых рейсах (из Москвы в Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург). На самом деле эта услуга действует на все рейсы авиакомпании из Москвы во Франкфурт-на-Майне, в Берлин (аэропорт «Тегель»), Тель-Авив, Вену, Алма-Ату, Астану, Киев (аэропорт «Борисполь»), Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ташкент. Соответственно и из этих городов в российскую столицу. Приносим извинения за допущенную неточность.

ИТОГО

Многочисленные опросы, проведенные в разных странах, показывают: ради безопасности большинство людей готовы терпеть многое. Приветствуют они и внедрение новой, более совершенной техники. А насчет пузырьков надо все-таки что-то думать. И внести во взаимоотношения с ними хоть какую-то логику. Тем более что еще в прошлом году депутаты Европейского парламента признали: использование рентгена на пунктах досмотра в аэропортах не позволяет выявить наличие взрывчатки в жидкостях. То есть в тех самых пузырьках.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Не пищит, но показывает

Ныне в аэропорту «Домодедово» можно было бы не обыскивать, не выдергивать из штанов ремни и не заставлять снимать обувь. Такую возможность дает установленный здесь сканер последнего поколения SafeScout100. Он позволяет обнаружить скрытые на теле человека предметы из металла, дерева, пластмассы и других материалов. Антенны, расположенные в досмотровой камере, посылают и принимают миллиметровые волны. Они отражаются от кожи человека и с помощью компьютера «рисуют» картинку - где у тебя что спрятано. Каждое сканирование занимает примерно 2 секунды. Еще 8 уходит на анализ полученных данных. Излучение сканера в несколько тысяч раз меньше, чем у мобильного телефона за 1 секунду разговора.



А какие истории с вами происходили во время досмотра в аэропортах? Поделитесь с Никитой Мироновым на сайте.

загрузка...
загрузка...

Происшествия

Вслед за  Dragon Capital  СБУ обыщет десятки компаний на наличие шпионского софта
Вслед за "Dragon Capital" СБУ обыщет десятки компаний на наличие шпионского софта 90

Предполагается, что компании следили за своими сотрудниками при помощи специальных программ. ПО позволяет даже определить, пьют ли сотрудники на работе.

В Харькове пассажир избил водителя трамвая: женщина продолжила работу, хулиган уснул
В Харькове пассажир избил водителя трамвая: женщина продолжила работу, хулиган уснул [фото] 293

Пьяному не понравилось что-то в женщине-водителе и он с силой ударил ее в лицо кулаком, после чего вышел и уснул на остановке.

В СМИ назвали причину гибели двух военных под Харьковом:  Их обстреляли с БМП
В СМИ назвали причину гибели двух военных под Харьковом: "Их обстреляли с БМП" [видео] 719 2

Погибшие стояли в оцеплении и их случайно накрыла огнем боевая машина пехоты, которая выполняла учебные стрельбы.

Экономика

В Чернобыле начали строить новую электростанцию
В Чернобыле начали строить новую электростанцию 1020

На этот раз будет создана солнечная станция. Финансировать проект взялся украинский инвестор, имя которого пока не называется.

Три новшества при расчете субсидий: что изменилось?
Три новшества при расчете субсидий: что изменилось? 2021

С 1 мая 2017 года государственную помощь будут рассчитывать по-новому.

ГПУ проводит обыски у руководителей сигаретного дистрибьютора  Тедис Украина
ГПУ проводит обыски у руководителей сигаретного дистрибьютора "Тедис Украина" 389

Компанию подозревают в подкупе должностных лиц, выводе средств заграницу через фиктивные фирмы и финансировании терроризма.

Общество

В Крыму нашли затонувший во время войны немецкий пароход
В Крыму нашли затонувший во время войны немецкий пароход 539

Корабль атаковала советская авиация. Около суток его пытались буксировать, но он все равно ушел на дно.

Покажи свою  задницу  на фоне яркого пейзажа – в сети запустили новый флешмоб
Покажи свою "задницу" на фоне яркого пейзажа – в сети запустили новый флешмоб [фото] 868 1

Фотографий подобного характера становится все больше. Инициаторы данной затеи призывают "делать мир счастливее при помощи своих ягодиц".

Кому нужна в паспортах граждан Украины  графа  национальность
Кому нужна в паспортах граждан Украины графа "национальность" 1122 1

Эксперты и известные в стране люди поделились с "КП" в Украине" своими мнениями.

Светская хроника и ТВ

Даша Астафьева сделала шаг к своей свадьбе
Даша Астафьева сделала шаг к своей свадьбе 632

Половинка популярного поп-эротического дуэта NIKITA объявила о начале сольной карьеры.

Украинский пианист-виртуоз снял пронзительный клип о Чернобыльской трагедии
Украинский пианист-виртуоз снял пронзительный клип о Чернобыльской трагедии [видео] 287

Евгений Хмара соединил свою музыку с видеорядом, который не оставит равнодушным никого.

Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья
Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья [фото, видео] 6655

Певица поделилась романтическими фото со своим мужем во время свадебной фотосессии.

Спорт

 Шахтер  и  Динамо  встретятся в финале Кубка Украины
"Шахтер" и "Динамо" встретятся в финале Кубка Украины 83

Лидеры чемпионата Украины выиграли свои полуфинальные матчи в Кубке и теперь нас ждет еще одно классическое противостояние

ФИФА: на Чемпионате мира 2018 введут видеоповторы
ФИФА: на Чемпионате мира 2018 введут видеоповторы 162 1

Предварительно систему протестировали на клубном чемпионате мира.

Шарапова вернулась после дисквалификации и обыграла Винчи
Шарапова вернулась после дисквалификации и обыграла Винчи [видео] 144

Россиянка добилась убедительной победы по итогам двух сетов.