Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Что написали в новых учебниках истории о Майдане и войне

Что написали в новых учебниках истории о Майдане и войне
Фото: Фото: Михаил Бакузов

Эмоционально и доступно

"Революция Достоинства 2013-2014 гг. и агрессия России против Украины" - так называется параграф, который готовили с ноября прошлого года. Электронная версия уже появилась на сайте Минобразования, а также ее выслали на электронные адреса во все школы страны. Старшеклассникам с материалом объемом в 29 страниц придется не только ознакомиться, но и хорошенько выучить. Ведь эти темы будут в тестовых вопросах по истории Украины на ВНО

Параграф открывается словами о том, что "Революция Достоинства способствовала переосмыслению многими людьми мира своего предназначения. А российская агрессия против Украины вынудила свободный мир… начать готовиться к сопротивлению".

- Текст эмоциональный, написан на доступном языке, много колоритных иллюстраций, - считает кандидат исторических наук Надежда Прягина. - На фотографиях много детей: на демонстрациях, с воинами. Однако в некоторых местах эмоциональность избыточна, приближается к лозунгам. А ведь достаточно нескольких "ярлыков", и школьник увидит в целом народе - образ врага. Некорректно сформулированные призывы защищать свои ценности могут быть восприняты подростком как призывы к насилию. Скажем, тот же "ленинопад" - в методичке для учителей он представлен как стихийный протест, к которому было двойственное отношение. Но для школьников подано как однозначно героическое явление: "прощание с диктатурой и империей". Сможет ли ученик, если ему не поможет педагог, уяснить разницу с вандализмом? Не захочется ли ему протестовать против "памятников вообще"? 

Замминистра образования Украины Павел Полянский уверен, что выдержать нужный тон удалось. По его словам, авторы текстов были максимально толерантными и не давали оценок россиянам как народу, зато акцентировали внимание на характеристике режима президента России Владимира Путина. Кроме того, они руководствовались установкой - не допустить в школьную программу язык агрессии, фобии, злобности ко всему российскому, ведь потом уйдут десятки лет на то, чтобы этот язык агрессии вытравить из школьной программы. По словам Павла Полянского, в параграфе даже нет поименных упоминаний главарей "ДНР" и "ЛНР", так как это - случайные люди. Понимая, что современные события слишком близки, чтобы стать достоянием истории, МОН  все же решилось на создание текста, оказывается, в рамках информационной войны.

Дополнение к учебнику и методичку уже разослали по всем школам.

В авторах - политолог

Как подчеркнул Павел Полянский, сфера образования стала одним из фронтов этой войны, поэтому если не изложить свое видение фактов, к детям они дойдут в искаженном виде. Возможно, поэтому один из основных авторов параграфа - не историк, а политолог, кандидат политических наук Александр Палий. Кстати, по его мнению, задача этого раздела учебника - подтолкнуть детей к формированию собственных выводов. 

Наиболее двусмысленный момент - упоминание о мирном населении, находящемся в зоне АТО. Те, кто сотрудничает с сепаратистами, названы "коллаборационистами, то есть предателями страны". Более того, авторы сравнивают их с теми, кто во время Второй мировой войны сотрудничал с фашистами. Однако нигде не указаны, о какой именно деятельности идет речь. Являются ли, например, предателями все врачи, которые продолжают работать в больницах? Школьнику придется самому домысливать это. Если подростки сделают неверные обобщения, смогут ли они найти общий язык с переселенцами? 

Некоторых родителей уже смущает, что на иллюстрациях - раненые и убитые, ведь всегда считалось, что подобные изображения травматичны для детей. Также странно, что  для учебника выбран плакат, написанный с ошибками - например, "по заду мутант".

Хронологию пришлось нарушить

Методичка для учителей состоит из четырех блоков: проблема Соглашения об ассоциации с ЕС, Евромайдан, после победы Евромайдана, Украина в условиях российской военной агрессии. В параграфе для школьников те же пункты поданы в сокращенном и адаптированном виде. Слегка расходится терминология. В методичке есть раздел "Начало российско-украинской войны", а в учебнике он назван "Агрессия России против Украины". Правда, в самом тексте для школьников уточняется, что АТО фактически стала российско-украинской войной. Описываются основные сражения: Славянск, Иловайск, Дебальцево, Мариуполь, Донецк. Методичка заканчивается угрозами России применить атомное оружие и признанием факта, что в конце 2014 г. обстановка оставалась крайне напряженной. Авторы решили, что такой финал будет слишком мрачным для одиннадцатиклассников. Поэтому в учебнике нарушена хронология. После описания боев января 2015 г. и упоминания о том, что "украинцы своей кровью платили за европейские ценности свободы", вернулись к маю 2014 г. - параграф заканчивается избранием президента Украины Петра Порошенко. 

В ТЕМУ

Самые интересные цитаты из нового параграфа "Истории Украины" 

О Евромайдане

В центре столицы образовалось подобие знаменитой Запорожской Сечи. На Майдане были запрещены спиртные напитки, а еду и лечение бесплатно всем предлагали волонтеры. Миллионы людей по всей стране жертвовали деньги и необходимые вещи для митингующих. Месяцами протестующие не совершали на Майдане никаких правонарушений, несмотря на то, что через Майдан за это время прошли несколько миллионов человек.

О "титушках"

Власти стянули в Киев тысячи "титушек", которые с целью дестабилизации и оправдания репрессий поджигали автомобили, уничтожали имущество, жестоко избивали прохожих. В январе 2014 года в столице втрое возросло количество поджогов, грабежей и угонов автомобилей. Милиция практически не расследовала эти преступления. В ответ киевляне создавали отряды для патрулирования города и защиты имущества. Пойманных "титушек" заставляли публично каяться в совершенных преступлениях.

Во многих странах протестующие нередко громят витрины, грабят магазины, а власть препятствует этому. В Киеве этой зимой все было наоборот - власть сама организовывала нападения на законопослушных граждан и их имущество. 

О сепаратистах

Как и во времена Второй мировой войны, нашлись люди, которые стали коллаборационистами, то есть предателями своей страны, сотрудничая с захватчиками. Многие навлекли беду на свою землю, находясь под влиянием российской пропаганды. Некоторые предавали свою страну, рассчитывая на большие социальные выплаты в случае оккупации Россией. Другие, в том числе преступники и наркоманы, надеялись, что переворот вынесет их вверх и позволит безнаказанно грабить и заниматься мародерством. Однако ядро сепаратистов составляли российские агенты. 

О войне

Война тяжело отразилась на судьбах миллионов украинцев. Немного государств в современной истории прошли через такие испытания. Погибли тысячи гражданских и военных. По оценкам ООН, в начале 2015 года количество перемещенных лиц в Украине достигло более 1 млн человек.